Возможно, в 2022 году пассажирские электрические самолеты сделают сообщение между Шотландскими Оркнейскими островами более приятным и экологически чистыми. Авиакомпания Loganair в настоящее время обслуживает мини-маршруты, в том числе знаменитый Papa Westray – Westray, длина которого всего 2,7 км и короче взлетно-посадочных полос лондонского аэропорта Хитроу.
Пассажирские рейсы между двумя региональными портами соседних островов занимают 47 секунд, что является рекордом в этом отношении среди регулярных авиасообщений в мире. Главный аэропорт архипелага Керкуолл обслуживает в общей сложности 75 еженедельных рейсов между шестью островами. В прошлом году три самолета Britten-Norman Islander, принадлежащие Loganair, перевезли почти 21 тысячу пассажиров, путешествующие в этом регионе.
Наибольшее движение было зафиксировано на маршрутах в Северный Роналдсей с населением 72 человека и вышеупомянутый Папа Уэстрей, где проживает 90 жителей. Ни на одном из этих островов нет пирса, и паромные переправы редки и невозможны в плохую погоду. “Мы пытаемся компенсировать это воздушным сообщением”, – признал Джеймс Стокан, председатель Совета Оркнейских островов (см. карту ниже).
Полет Папа Уэстрей – Уэстрей стоит 17 фунтов стерлингов, а на обратном пути в Керкуолл он будет всего на фунт дороже. Однако такая низкая цена обеспечивается за счет финансирования Совета Оркнейских островов, который ежегодно выделяет почти 1 миллион фунтов стерлингов на субсидии для этих микрорейсов. В реальности перевозка пассажиров обходится более, чем в 50 фунтов. Сумма могла бы быть намного ниже, если бы сообщения осуществлялись электрическими самолетами израильского производителя, к чему и стремятся менеджеры Loganair.
“Полетов между островами настолько много, что забота о покрытии не является большой проблемой. Мы уверены, что это сработает. В конце концов, самое длинное путешествие между Керкуоллом и Норт-Роналдсей занимает не более 20 минут. Действительно, электрические самолеты могут сделать такие короткие маршруты более экономически выгодными и, следовательно, более распространенными”, – подчеркнул Джонатан Хинклз, глава Loganair.
Это не единственный амбициозный проект на северных островах Шотландии. Совет Оркнейских островов также интенсивно работает над планом по внедрению паромов, работающих на водороде. Это может произойти позже в этом году. Стоит напомнить, что Оркнейские острова много лет инвестировали в экологически чистую энергию и в настоящее время производят больше энергии ветра, чем потребляют. Они продают излишки произведенной таким образом электроэнергии в национальную электросеть. Кроме того, на архипелаге этих островов уже находится самое большое количество электромобилей во всей Шотландии.
Андрей Бочкарев