Небо больших надежд

Особенно интересным с коммерческой точки зрения выглядит проект создания Северного воздушного моста – дальнемагистральных полетов в Северную Америку по так называемым кроссполярным трассам. Разговоры об этом ведутся еще с советских времен. Но только теперь проект стал обретать реальные черты – прежде всего благодаря сложившемуся высокому уровню внешнеторгового оборота между Китаем и США. А поскольку перелет через Северный полюс и Россию является кратчайшим авиационным путем, связывающим эти страны, налаживание между ними регулярного авиационного сообщения – дело времени, денег и политической воли.

Кросс-полярные рейсы из Китая в Северную Америку

Время

Пока для крупных игроков мирового рынка авиаперевозок Россия все еще остается «заповедной зоной». Но совсем уже недалеко то время, когда РФ станет членом ВТО – и тогда ничто не помешает таким гигантам авиатранспортной индустрии, как «Люфтганза» и КLМ, выжать максимум прибыли из нашего российского неба. Поэтому все больше российских авиаперевозчиков начинают понимать, что «промедление смерти подобно» и что если не пошевелишься сегодня, завтра будет уже поздно.

Одним из первых «цену вопроса» осознало руковод-ство группы компаний «Волга-Днепр», являющейся, благодаря использованию уникальных самолетов АН-124-100 («Руслан»), лидером на международном рынке перевозок сверхтяжелых и крупногабаритных грузов. Осенью 2002 года руководством группы было принято решение о создании авиакомпании AirBridgeCargo, которая стала первым в России грузовым авиаперевозчиком, выполняющим регулярные полеты на маршрутах между Азией и Европой. О масштабности проекта свидетельствует тот факт, что на ответственные должности в новой авиакомпании были приглашены зарубежные менеджеры, а возглавил менеджмент АВС Стэнли Райт – специалист, обладающий более чем тридцатилетним опытом успешного управления продажами транспортных услуг и большим авторитетом в мире грузовых авиаперевозок.

Экономический расчет руководства компании «Волга-Днепр» строился на том, что использование российского транзитного маршрута на евро-азиатском направлении позволяет сократить время полета до 3 часов по сравнению с маршрутами, идущими в обход России. И надо признать, этот расчет полностью оправдался. 13 мая 2004 года самолет ABC выполнил первый регулярный рейс, а уже по итогам этого года, как сообщил «Миллиону» Александр Мазилин, региональный директор AirBridgeCargo по Сибири и Дальнему Востоку, компания вошла в пятерку ведущих авиакомпаний мира, осуществляющих грузовые перевозки между Китаем и Европой.

Однако для того, чтобы успешно конкурировать с крупнейшими производителями авиатранспортных услуг, одного, пусть и хорошо рассчитанного, направления явно недостаточно. Поэтому в планах АВС формирование глобальной маршрутной сети, ключевое место в которой отводится выполнению прямых кроссполярных рейсов в Северную Америку. Подкреплением этой сети, по идее менеджмента АВС, должна стать разветвленная региональная сеть в России и Китае. А «ядром» всей программы развития – создание собственных грузовых хабов на базе российских аэропортов, где будет осуществляться обслуживание и сортировка различных типов грузов.

Комментарий специалиста

В начале этого года в Красноярском крае при участии администрации края (через Центр транспортной логистики) была учреждена хеллинговая компания «ЭРА». Ее стратегические задачи – выполнение работ по модернизации и наращиванию грузовых мощностей красноярского хаба, а также обслуживанию и транспортировке грузов, проходящих через хаб. Сейчас «ЭРА» занимается строительством нового грузового терминала и приобретением оборудования, необходимого для обслуживания и обработки трансфертных грузов. О том, как с какими проблемами сталкивается компания в своей работе, корреспондент журнала «Миллион» попросил рассказать директора ООО «ЭРА» Галину Ворончихину.

– Пока мы укладываемся в намеченные сроки и каких-то особенных сложностей не испытываем. Уже приобретено перронное оборудование по обслуживанию «Боингов» AirBridgeCargo.Сейчас разрабатывается проект грузового терминала, который должен быть готов к концу апреля – началу мая 2006 года. Если не возникнет каких-либо непредвиденных осложнений, терминал будет сдан в эксплуатацию в конце будущего года.

Единственная наша проблема на сегодня – это инвестиции. Тех средств, которыми мы располагаем, хватает только на приобретение оборудования. Для строительства терминала их недостаточно. Поэтому мы планируем обратиться в краевую администрацию с просьбой либо о включении нас в одну из краевых инвестиционных программ, связанных с развитием транспортной инфраструктуры, либо о предоставлении гарантий в виде поручительства Центра транспортной логистики для получения долгосрочного кредита. Почему мы не видим другого выхода? Дело в том, что компания создана в апреле этого года, и пока какой-либо собственности, которую мы бы могли предоставить в качестве залогового обеспечения кредита, у нас нет. А если администрация не увидит в нас ту структуру, которая способна реализовать одну из важнейших составляющих проекта, если Законодательное собрание края не решит, что нам нужна помощь в получении этих инвестиций, то вряд ли у нас получится воплотить в жизнь все то, что намечено.

Деньги

31 мая 2004 года в Москве между администрацией Красноярского края, группой компаний «Волга-Днепр» и авиакомпанией KrasAir было подписано соглашение о намерениях создать на базе аэропорта Красноярск мультимодальный транспортный узел. И уже в ноябре того же года через красноярский аэропорт начали выполняться регулярные грузовые рейсы из Китая в Западную Европу и обратно. А с марта 2005 года «Волга-Днепр» и KrasAir открыли совместную грузовую линию Франкфурт – Красноярск – Южно-Сахалинск.

Цели, которые поначалу преследовали участники проекта, были достаточно просты. Красноярской авиакомпании, по признанию ее генерального директора Бориса Абрамовича, привлечение серьезных парт-неров позволяло увеличить грузопоток через Красноярск и расширить маршрутную сеть авиаперевозок. Для АВС, как отмечал Стэнли Райт, важно было оценить реальные возможности создания на базе красноярского аэропорта полноценного транспортного узла. Краевым властям проект давал возможность еще раз заявить о геополитическом значении нашего города и забить очередной «гол» в ворота Новосибирска (первоначально в качестве базового руководством «Волга-Днепр» рассматривался аэропорт Толмачево).

Когда было объявлено о начале полетов через Красноярск, мало кто верил в их реальность и скептических комментариев было хоть отбавляй: «Через Красноярск – что это такое? – начнут летать из Европы в Китай?!» Но действительность не только посрамила скептиков, но приятно удивила даже самих участников проекта. Согласно данным, приведенным на посвященной красноярскому грузовому хабу II Международной бизнес-конференции Денисом Ильиным, управляющим директором AirBridgeCargo, за год АВС увеличило число рейсов с 3 до 15 в неделю. И это не считая рейсов фидерных. Что же касается грузооборота аэропорта, то только за 6 месяцев этого года в сравнении с 2004-м рост по международным грузам составил 182%.

Операция «Кооперация»

Евгений Пименов, заместитель директора коммерческого департамента по грузовым перевозкам ООО «AirUnion», объясняет успешное начало проекта прежде всего тем, что у его участников были взаимодополняющие интересы: «Когда мы с нашим партнером – авиакомпанией AirBridgeCargo обсуждали функции и взаимные обязательства, было четко сказано, что АВС позиционирует себя в роли международного грузового перевозчика, а «Красноярские авиалинии», являясь в первую очередь базовой компанией аэропорта, обеспечивают наземное обслуживание этих рейсов и грузов, а также доставку грузов по внутрироссийским маршрутам». Задача KrasAir, по его словам, заключалась не только в том, чтобы «убедить партнеров, что все будет хорошо, но и сделать реальные шаги, чтобы авиакомпания ABC смогла получить от парт-нерства непосредственный эффект. «Мы должны были добиться того, чтобы наш аэропорт стал для АВС вторым домом, чтобы только здесь ее экипажи и техника чувствовали себя комфортно».

Принципы, на которых строится партнерство АВС и KrasAir, Евгений Пименов характеризует как кооперацию взаимовыгодных интересов, которая укрепляется наличием у KrasAir собственной маршрутной сети и грузовых самолетов. «Ведь хаб – это прежде всего транспортный узел, соединяющий магистральные маршруты. Но он не может функционировать без фидерных рейсов, позволяющих перевозить более мелкие партии грузов». По его словам, в отличие от большинства альянсов, которые, как правило, недолговечны, партнерство «Красноярских авиалиний» с АВС рассчитано на долгий срок – в этом проекте один не может обойтись без другого. «С объединением усилий двух крупных игроков авиационного рынка в России появился грузовой альянс, который в ближайшее время будет способен к жесткой конкуренции с мировыми лидерами грузовой авиаиндустрии. Сейчас мы только приближаемся к использованию тех возможностей, которые дает нам огромный транзитный потенциал России».

Экспертное мнение

Виталий Бобров, заместитель губернатора Красноярского края, начальник департамента промышленной политики администрации края:

– Сегодня создание в крае мультимодального транспортного узла – осознанная необходимость. Аэропорт Красноярск уже является распределительным транспортным авиационным центром, обслуживающим важнейшие пассажир-ские и грузовые потоки. Находясь в географическом центре России и соединяя ключевые транспортные пути – воздушные, водные, наземные, наш аэропорт, без сомнения, может претендовать на роль мощнейшего в Сибири центра транспортной логистики.

Создание на его базе крупного транспортного узла повлечет за собой открытие новых воздушных трасс для полетов отечественных и зарубежных авиакомпаний; будет содействовать возрождению малой авиации в северных районах края, в Эвенкии и на Таймыре, повышению конкурентоспособности российских и краевых транспортных компаний и интеграции существующих локальных маршрутных сетей в мировую грузовую сеть. В конечном итоге реализация проекта поможет решению поставленной государством задачи по развитию транспортной инфраструктуры и использованию транзитного потенциала России.

За счет увеличения объемов грузоперевозок существенно возрастут суммы налоговых отчислений в бюджет, регион получит дополнительные рабочие места. Все это, бесспорно, будет работать – и работает уже сегодня – на инвестиционную привлекательность края.

Воля

Неожиданно удачный расклад способствовал тому, что менеджментом АВС Красноярск стал рассматриваться не только как необходимый и очень удобный региональный пункт для «запуска» кроссполярных маршрутов. На повест-ку дня был поставлен вопрос о превращении нашего города в центр региональной сети перевозок по России, странам СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона. Первые серьезные заявления на эту тему прозвучали в апреле этого года на II Красноярском инвестиционном форуме. Выступавший на съезде Энди Варгоцки, директор по маркетингу и сбыту AirBridgeCargo, отметил соответствие Красноярска всем необходимым критериям. Он сказал, в частности, следующее: «Географическое положение Красноярска позволяет создать очень эффективную схему: через этот авиационный грузовой хаб мы можем выполнять рейсы Европа – Китай, США – Китай, а также фидерные рейсы на грузовых самолетах меньшей вместимости, консолидируя грузы для них на складах аэропорта Красноярск. На карте показано множество точек, из которых мы в дальнейшем сможем привозить товары в красноярский хаб».

А спустя семь месяцев на упомянутой бизнес-конференции Денис Ильин, говоря о ближайших планах АВС, объявил об открытии с 15 января будущего года регулярных рейсов на Нагою совместно с японской компанией JapanCargoAirlines: «Для начала будут выполняться два рейса в неделю Красноярск – Нагоя, которые в течение года будут превращены в треугольник Красноярск – Нагоя – Гонконг – Красноярск. Учитывая большую сеть рейсов JapanCargoAirlines, это позволит нам получить доступ практически ко всей Японии с трансфертом на рейсы NCA, в том числе и на регионы Сингапур, Гонконг, а также на Австралию. Тем самым посредством сети партнерств мы соединяем Европу (и Красноярск) не только с какой-то конкретной точкой в Юго-Восточной Азии, но и со всем регионом».

Когда Россия станет членом ВТО, ничто не помешает таким гигантам авиатранспортной индустрии, как «Люфтганза» и КLМ, выжать максимум прибыли из нашего российского неба

Какое значение этот проект будет иметь для страны в целом, мы узнаем из Федеральной стратегии развития авиационных транспортных узлов, где Красноярск уже значится как один из четырех хабов федерального значения. Сейчас она стахановскими темпами разрабатывается в недрах Минтранса. Зная о том, что для развития своей региональной азиатской сети АВС планирует закупать именно российскую авиатехнику, отечественное авиапромышленное лобби, надо полагать, сделает все, чтобы данный продукт был выдан на-гора в необходимые сроки.

Если же говорить о значении, какоторое хаб имеет для нашего города и края, в первую очередь следует отметить, что это инвестиционный проект, который уже действует и дает отдачу. На той же бизнес-конференции заместитель губернатора Виталий Бобров привел такие данные: не говоря о создании новых рабочих мест и таможенных платежах, за истекший год хаб дал дополнительные налоговые отчисления в бюджет в размере не менее 500 млн рублей. Он заверил всех участников проекта, что администрация края обеспечит дальнейшую поддержку и на региональном, и на федеральном уровне, поскольку желает этому проекту «широкого, большого будущего».

Так что все красивые слова сказаны, все нужные обещания даны, ну а что будет дальше – покажет время и расскажет «Миллион».

Комментарий специалиста

Создание и нормальное функционирование международного хаба невозможно без содействия таможенных органов. О том, что делается и что требуется сделать для совершенствования таможенных процедур, «Миллиону» рассказал и.о. начальника Красноярской таможни Игорь Полухин:

– Одно из главных направлений деятельности Краснояр-ской таможни по развитию международного хаба в аэропорту Красноярск – выработка совместно с заинтересованными авиакомпаниями технологий, позволяющих эффективно использовать как ресурсы таможенных органов, так и возможности авиаперевозчиков.

Без ускорения процедур таможенного оформления и сведения к минимуму затрат на простой воздушных судов в аэропорту Красноярска развитие международного хаба невозможно. Мы стремимся работать максимально эффективно. Но расписание воздушных рейсов зависит не от решения таможенных вопросов, а от выполнения комплекса мероприятий по обслуживанию воздушных судов, в котором таможенные формальности играют далеко не главную роль. Новый Таможенный кодекс РФ дает для этого целый ряд возможностей: предварительное декларирование товаров, электронное декларирование, применение «зеленого» и «красного» канала для ускоренного пропуска пассажиров. Участникам внешнеэкономической деятельности необходимо предварительно информировать таможню о грузах, прибывающих из-за границы в РФ, с тем чтобы таможенники начали оформлять документы на товары заранее – это значительно ускорит процесс.