Необычная история спасения американских летчиков

Жизнь иногда пишет необычные истории, примером которой может быть приведенная ниже. Во время крупнейшего военного конфликта   XX века по обе стороны сражались летчики, которые выполняя приказы, поступали благородно и придерживались неписанного кодекса чести. Это касается также и немецких пилотов, которые правда остались в памяти с другой стороны.

community image 14265114021 - Необычная история спасения американских летчиков

Американский B-17 эскортируемый немецким Me-109 (реконструкция)

20 декабря 1943 года немецкий ас авиации Франц Штиглер в необычных обстоятельствах спас 10 американских летчиков. В тот день Чарли Браун из   US Air Force  выполнял свое первое боевое задание в качестве командира бомбардировщика  B-17, носящего прозвище  «Ye Olde Pub». Задание заключалось в бомбардировке авиационного завода  Focke-Wulf  под Бременом, который охранялся многочисленной  зенитной артиллерией.

Бомбардировщик под командованием Брауна был почти сразу  подбит в нескольких местах, в том числе были выведены из строя  два двигателя и сильно повреждено хвостовое оперение, в результате скорость самолета сильно упала и он, оторвавшись от группы, направился обратно в сторону Англии. Вскоре самолет  был атакован несколькими немецкими истребителями. Бортовые стрелки смогли сбить по крайней мере  один истребитель и подбить еще несколько.  Однако  в B-17 также попало множество пуль от истребителей. Погиб кормовой стрелок  Хаг  «Ecky»  Экенрод, а девять членов экипажа были  ранены, некоторые находились в тяжелом состоянии.

У бомбардировщика была повреждена кислородная, гидравлическая  система, а также радиостанция. Весь фюзеляж представлял собой решето, но машина теряя высоту продолжала полет в сторону Ла-Манша. В какой-то момент бомбардировщик заметил  Франц Штиглер, который находился со своим  Messerschmitt  Bf-109  на одном из полевых аэродромов  в окрестностях Бремена. Он быстро поднял  в воздух свой истребитель  и догнал американский самолет. Примечательно, что для получения Рыцарского железного креста – высшей боевой награды Германии его отделял всего один выстрел по едва летящему самолету.

Штиглер приблизился к  B-17 готовый к атаке, но был заинтригован отсутствием обстрела с бортового вооружения. Немецкий пилот выровнял скорость своей боевой машины  с американским бомбардировщиком и стал за ним наблюдать.

Как впоследствии вспоминал Штиглер,  он не мог поверить, как самолет с такими повреждениями может держаться в воздухе.  Он видел тело кормового стрелка, летчика с отстреленной ногой и других членов экипажа, которые оказывали ему помощь. Летчик-истребитель приблизился к кокпиту и тогда заметил Чарли Брауна – впервые увидев в близи лицо неприятеля.

В свою очередь Чарли Браун спустя годы рассказывал, что это было как страшный сон и все на борту   B-17 были поражены. Штиглер жестами пытался убедить Брауна совершить посадку или повернуть в сторону Швеции, но тот сконцентрировался на возвращении в Англию.

Поняв, что бомбардировщик направляется в сторону Британских островов, немец вместо того чтобы сделать последний  выстрел, начал его эскортировать до самого Ла-Манша. В этом момент он прикрывал американский бомбардировщик от обстрела со стороны других истребителей и наземной противовоздушной обороны, зенитные орудия которой были установлены по побережью очень густо.  Так Штинглер довел   B-17 до моря, после чего помахал ему крыльями и вернулся. Немного спустя бомбардировщик успешно приземлился в Англии. В следствие  полученных повреждений, он не подлежал ремонту и был списан с эксплуатации в  US Air Force.

stigler brown 635 - Необычная история спасения американских летчиков

Чарли Браун и Франц Штиглер

Штиглер никогда потом не вспоминал об этом случае, за который его могли отдать под военный трибунал. Возможно, что и экипаж  B-17  получил приказ о неразглашении. В конце 80-х годов прошлого века Браун решил найти человека, который спас ему жизнь, но сомневался, что тот пережил войну. Летчик написал открытое письмо в немецкую газету  «Jägerblatt» с просьбой о помощи. Через некоторое время он получил письмо от жителя Канады, автором которого оказался Франц Штиглер. Они встретились в Сиэтле и с того момента стали близкими друзьями. Летчики часто ездили по всей Америке, где выступая перед школьниками и ветеранами, рассказывали свою необычную историю.