fbpx

В 1940-х и 1950-х годах в США на свет появилось несколько необычных самолетов, созданных конструктором Уиллардом Рэем Кастером. Они отличались необычной формой крыльев с туннелями, в которых размещались двигатели. Такое решение должно было обеспечить большую подъемную силу на очень низких скоростях. Оригинальная идея, однако, не получила широкого применения.

Уиллард Рэй Кастер и его CCW-5
Уиллард Рэй Кастер и его CCW-5

Создателем этих необычных самолетов был конструктор Уиллард Рэй Кастер, родившийся 6 июня 1899 года. В середине 1920-х годов инженер без оконченного образования заинтересовался авиацией, в частности возможностью создания самолета для короткого взлета и посадки (STOL).

После многих лет исследований и приобретения знаний, в 1939 году Кастер основал National Aircraft Corporation, целью которой было производство самолетов по оригинальным и необычным проектам авиаконструктора. Предполагался выпуск самолетов STOL, оснащенных двумя двигателями и толкающими винтами, размещенными в тоннелях крыльев.
Такая система должна была генерировать больший воздушный поток на верхних поверхностях крыльев, чтобы самолет мог взлетать с очень низкой скоростью – в пару десятков км/ч. Работы над первым самолетом по этой системе начались в 1942 году.
Кастер разрабатывал и испытывал свои самолеты до 1980-х годов и умер 25 декабря 1985 года.

CCW-1

CCW-1
CCW-1

Первым самолетом, построенным в соответствии с планами Кастера, был CCW-1, небольшой экспериментальный одноместный самолет, оснащенный двумя 75-сильными двигателями Lycoming O-145. Первый полет произошел случайно 12 ноября 1942 года во время … наземных испытаний. Во время рулежки по взлетно-посадочной полосе машина поднялась в воздух и пролетела несколько сотен метров, а затем приземлилась, повредив шасси.

За штурвалом самолета находился сам Уиллард Кастер, который, что интересно, не имел никаких навыков пилотирования самолетов, и в тот день он просто хотел проверить тормоза своего самолета и представить его потенциальным спонсорам. Несмотря на повреждение прототипа, машина вызвала интерес и, самое главное, получила финансирование.
CCW-1 испытывался до конца 1940-х годов, после чего он попал в коллекцию Национального музея авиации и космонавтики в Силвер-Хилле, штат Мэриленд, где он находится и сегодня.

CCW-2

CCW-2
CCW-2

Следующим самолетом, разработанным Кастером, была модель CCW-2. Это была также одноместная машина, оснащенная двумя двигателями. Был построен один всего экземпляр, который взлетел в воздух 3 июля 1948 года.

Несмотря на довольно успешные попытки и подтверждение возможности взлета на очень низких скоростях, самолет не вызвал интереса на рынке и проиграл конкуренцию с Piper Cub, который также мог взлетать на очень низких скоростях, но имел более высокую грузоподъемность. После серии испытаний самолет CCW-2, вероятно, был разобран.

CCW-5

CCW-5 необычные самолеты Кастера
CCW-5

Самым технически совершенным и последним самолетом, разработанным Custer, был CCW-5, построенный в 1950-х годах. Машина была создана в результате сотрудничества между Custer Channel Wing Corporation (созданной вместо предыдущей компании Custer) и Baumann Corporation.

В CCW-5 использовались компоненты самолета Baumann Brigadier. Привод состоял из двух двигателей Continental O-470 мощностью 225 л.с. (в случае второго опытного экземпляра это были двигатели Continental O-470P), размещенные, как и на предыдущих машинах, в специальных туннелях в крыльях и оснащенные толкающими винтами. Благодаря большому фюзеляжу в самолете разместилось до 5 человек.

Всего было построено два экземпляра, первый из которых взлетел в воздух 13 июля 1954 года, а второй – только 19 июня 1964 года. Несмотря на планы начать массовое производство, они были ограничены серией испытаний, проводившихся до конца 1970-х годов.

Хотя они подтвердили обоснованность тезиса Кастера о том, что такая система крыльев позволяет сократить взлетно-посадочную полосу до нескольких десятков метров, а минимальную скорость до 50 км/ч, самолеты популярности не завоевали. Из двух построенных CCW-5 сохранился один, который попал в частную коллекцию и в настоящее время находится под опекой Mid-Atlantic Air Museum, где он реставрировался в течение многих лет.

Андрей Бочкарев