Китайские города Чэнду в провинциях Юньнань и Чунцин намерены совместно создать кластер аэропортов, который станет глобальным авиационным узлом. Ожидается, что в ближайшие 15 лет пропускная способность аэропорта достигнет 280 миллионов пассажиров в год.Недавнее открытие нового, второго аэропорта в Чэнду, международного аэропорта Тяньфу, является не кульминацией развития инфраструктуры воздушного движения в этом регионе Поднебесной, а первым шагом в реализации генерального плана развития транспорта, согласно заявлению Управления гражданской авиации Китая (CAAC).
Более четверти миллиарда пассажиров в год
К 2035 году Международный авиационный узел Чэнду будет иметь пропускную способность 160 миллионов пассажиров в год и возможность обрабатывать 3,5 миллиона тонн грузов в год, в то время как система аэропорта Чунцина будет обрабатывать 120 миллионов пассажиров в год, согласно планам, подготовленным властями в 2019 году, взятыми на себя обязательствами органов местного самоуправления и CAAC.
Через два года после объявления генерального плана ход работ по его реализации можно увидеть невооруженным глазом. После открытия нового аэропорта в прошлом месяце Чэнду присоединился к узкому клубу китайских городов с двумя аэропортами, включая Пекин и Шанхай. В то же время город Чунцин объявил тендер на проектирование нового аэропорта, который будет обслуживать 40 миллионов пассажиров в год.
При поддержке центральной власти
Амбициозные планы самоуправления получили одобрение центрального правительства Китайской Народной Республики. 21 июня этого года многочисленные правительственные агентства, в том числе специалисты по макроэкономическому планированию Национальной комиссии по развитию и реформам, одобрили документ, способствующий строительству авиаузла мирового класса в районе мегаполисов Чэнду и Чунцин. План включает в себя расширение и завершение недавно открытого международного аэропорта Чэнду-Тяньфу, расширение международного аэропорта Чунцин-Цзянбэй, создание нового аэропорта в Чунцине и строительство дополнительных аэропортов в Яань и Нейцзин.
Новый международный аэропорт Чэнду-Тяньфу с двумя терминалами, тремя взлетно-посадочными полосами и пропускной способностью 120 миллионов пассажиров в год был определен народным правительством провинции Сычуань и CAAC в качестве главного авиационного узла в Чэнду, а старый международный аэропорт Чэнду-Шуанлю будет действовать как региональный авиационный узел. Уже в 2011 году аэропорт Шуанлю обработал больше пассажиров и больше грузов, чем аэропорт Шэньчжэня или международный аэропорт Шанхай-Хунцяо. В 2019 году аэропорт Шуанлю обслужил 60 миллионов пассажиров. Это на 10 миллионов больше, чем планировалось изначально, что делает его четвертым по величине китайским аэропортом по количеству пассажиров.
Чунцин, город в 250 км от Чэнду, не может жаловаться на отсутствие пассажиропотока. В 2019 году международный аэропорт Цзянбэй обслужил почти 45 миллионов пассажиров, что является девятым результатом среди аэропортов Китая. К концу февраля 2019 года международный аэропорт Чунцин-Цзянбэй открыл 84 международных сообщения с 63 городами в 27 странах. Страны и регионы, включенные в инициативу “Одна полоса – один путь”, широко продвигаемая китайскими властями, остаются в зоне особого интереса администрации аэропорта – в общей сложности мы могли лететь из Чунцина в 40 городов в 17 страны. Среди этих стран – Венгрия, страна, которая в последние годы под руководством Виктора Орбана стала восприниматься в Европейском Союзе как защитница интересов Китайской Народной Республики.
Политическое сближение между Будапештом и Пекином привело к росту воздушных маршрутов из Поднебесной до столицы Венгрии. Администрация Чунцина добиваются того, чтобы название этого города стало синонимом для пассажиров с удобными пересадками на маршрутах между Европой и Океанией. Руководители международного аэропорта Цзянбэй утверждают, что из-за его географического положения их аэропорт может предложить разовый трансфер и значительно сократить время в пути между европейскими странами, а также Австралией и Новой Зеландией. В аэропорту надеются, что такое сообщение привлечет большое количество путешественников, многие из которых будут пассажирами премиум-класса.
Пандемия коронавируса, хотя и вызвала падение количества пассажиров в аэропорту Чунцина до 35 миллионов в 2020 году, тем не менее вывела аэропорт на пятое место среди крупнейших китайских аэропортов по количеству проверенных пассажиров.
Андрей Бочкарев