Неудачный проект китайского самолета COMAC C919 усугубили американские санкции

C919

Несмотря на политическое давление китайских властей  с целью скорейшего завершения проекта COMAC C919, ограничения на экспорт военной техники, введенные Соединенными Штатами, задерживают выход самолета на рынок.

Comac c919 проблемы
Comac c919 проблемы

13 AirShow China в Чжухае, крупнейшая авиационная выставка в Китае, которая начнется 28 сентября, предоставит возможность представить в общей сложности 62 продукта, сообщают местные СМИ, в том числе дебют нового военного дрона Wu Zhen 7.

Для наблюдателей гражданской авиации со всего мира, которые в большинстве случаев не имеют возможности появиться на ярмарке из-за жестких  ограничений на въезд в Поднебесную, введенных из-за пандемии, более важно, какие продукты не будут представлены. Самолет COMAC C919 переходит в разряд великих долгостроев. Согласно информации, полученной нашим источником, производители реактивных самолетов сталкиваются с трудностями при своевременном получении сертификата и достижении производственных целей, что связано со строгими экспортными законами США, запрещающими передачу технологий двойного назначения, т.е. применимых в гражданских целях и потенциально применимых  для развития военной техники.

Соединенные Штаты создают бюрократические препятствия

Согласно трем источникам нашего портала, китайский государственный производитель самолетов Commercial Aircraft Corp of China (COMAC) не смог получить своевременную поддержку от поставщиков и не остался без деталей и компонентов, необходимых для завершения сертификации самолета. Проблема возникла после того, как в декабре 2020 года США начали требовать специальных лицензий для экспорта запчастей и технической поддержки любым компаниям, связанным с Народно-освободительной армией. Это серьезно нарушило программу C919, которая разрабатывалась в течение 13 лет, что является одним из самых длительных периодов реализации в истории авиации.

В настоящее время поставщики, связанные с американскими компаниями, постепенно получают экспортные лицензии, однако декабрьское решение правительства США задержало процесс сертификации, а ежемесячные задержки в доставке могут повлиять на раннюю фазу производства.

Ожидается сертификат типа, но без сертификата производства

На сегодняшний день COMAC получил 815 заказов на самолет C919, но только пять из них от China Eastern Airlines являются обязательными. Государственный китайский авиаперевозчик, входящий в «большую тройку» Китая, должен был бы получить свой первый самолет в конце года, два в 2022 году и еще два в 2023 году.

Низкие темпы производства C919 приводят к тому, что китайский самолет не будет угрожать позициям Airbus и Boeing, которые пока производят несколько десятков машин в месяц.

«На данный момент одним из самых больших препятствий будет цепочка поставок, особенно с учетом текущей инфляции в Китае, доступности материалов и смены поставщиков. Поставщикам может не хватать ликвидности или готовности поддерживать начальную программу с низким уровнем производства, такую ​​как COMAC, необходимую для реализации постсертификационных изменений, которые они имели несколько лет назад», — сказал Алекс Круц, эксперт по цепочке поставок компании Patriot Industrial Partners в интервью Reuters. Агентство.

COMAC на протяжении многих лет отставал от первоначальных планов сертификации, что является одной из причин, почему мы не увидим C919 на выставке в Чжухане.

«COMAC очень занят летными испытаниями. Они сильно задерживаются и совершают как можно больше рейсов, чтобы налетать минимальное количество часов, необходимое для сертификации в Китае. Несмотря на все проблемы, COMAC полон решимости пройти сертификацию, поскольку это вопрос огромной политической важности в стране, стоящей на пороге экономического кризиса», — сказал один анонимный собеседник.

Аналитики нашего портала  предполагают, что C919 будет сертифицирован к концу этого года, но на него будет распространяться длинный список эксплуатационных ограничений. Даже после получения сертификата COMAC придется вносить исправления. COMAC и Управление гражданской авиации Китая (CAAC) отказались комментировать  вопрос нашего корреспондента.

Наши информаторы предполагают, что процесс сертификации C919 будет аналогичен процессу сертификации региональных самолетов ARJ21. В случае этой модели между выдачей «сертификата типа», подтверждающего безопасность конструкции самолета, и «сертификатом производства», позволяющим начать серийное производство самолета, произошел 2,5-летний перерыв. Эта процедура отличается от той, которая используется на западе, где, как правило, новые модели самолетов получают оба сертификата одновременно.

На данный момент COMAC поставил 60 самолетов ARJ21, но темпы производства были низкими, с 2 самолетов в 2017 году до 24 самолетов в 2020 году. В настоящее время C919 находится в стадии производства, известной как «серийное производство», когда каждая произведенная единица требует утверждения от Управления гражданской авиации.

Гордость Китая под угрозой отказа от  поставок комплектующих с запада

Самолет COMAC C919, хотя он собирается в Китае и активно используется в пропаганде КНР как символ достижений Китая, в значительной степени опирается на компоненты западного производства, включая силовую установку и авионику. Это делает программу очень чувствительной к сбоям в работе компонентов и технологий.

В феврале 2020 года сообщалось, что власти США рассматривают возможность отказа в разрешении на продажу двигателей General Electric (GE) CFM LEAP-1C Китаю для оснащения C919. Тогдашняя американская администрация опасалась, в том числе,  что Китай может скопировать двигатели и начать собственное  производство. Сообщения о возможном запрете на экспорт вызвали сильное раздражение  китайского правительства, и Гэн Шуан, представитель министерства иностранных дел Китая, заявил, что «копировать передовые технологии производства двигателей намного сложнее, чем кажется официальным лицам США». В конце концов, сам Дональд Трамп, тогдашний президент США, вмешался в дело экспорта двигателей в Китай, резко раскритиковав предложения заблокировать передачу авиационных технологий в Китай.

 

«Я хочу, чтобы Китай покупал наши реактивные двигатели, лучшие в мире. Я хочу, чтобы вести бизнес с Соединенными Штатами было ЛЕГКО, а не сложно. Все в моей администрации получили указание сделать это, без исключения», — написал Трамп в Твиттере 18 февраля 2020 года.

Последние бюрократические препятствия на пути экспорта запчастей из США в Китай возникли после того, как в декабре 2020 года две ключевые компании, принадлежащие COMAC, были внесены в список предприятий, связанных с военным сектором.

Китай усиленно работает над разработкой собственных реактивных двигателей для C919. Китайская государственная компания Aero Engine Corporation of China (AECC) представляет двигатель CJ-1000 на выставке в Чжухае, но, по оценкам, пройдут годы, прежде чем двигатели будут запущены в серийное производство.

По данным местных китайских СМИ, со ссылкой на агентство Reuters, AECC инвестировала более 1,5 миллиарда долларов в строительство производственных мощностей в городе Чэнду, где будут изготавливаться гондолы двигателей и реверсоры тяги. Информированные источники утверждают, что комплекс имеет отношение к производству CJ-1000. Годовое производство гондол двигателей должно составлять 100 штук, что позволит оборудовать 50 самолетов, но неизвестно, когда будет достигнута эта производственная цель.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM