Европейская комиссия намерена ввести значительно более высокие сборы с авиаперевозчиков, чем предполагалось раньше. Цель такой акции – побудить пассажиров использовать более экологически чистые виды транспорта на более короткие расстояния, в основном – поезда. Пассажирам не миновать повышения цен на билеты. Однако эксперты нашего портала считают, что новые налоговые нагрузки следует возлагать умеренно, а предлагаемые изменения должны сопровождаться расширением сети HSR.Основная цель Европейского зеленого курса – привести к 2050 году экономику ЕС к полной климатической нейтральности. Для этого, по мнению экспертов, чистые выбросы парниковых газов должны быть сокращены к 2030 году не менее чем на 55 процентов по сравнению с уровнем 1990 г. Пакет предложений по этому вопросу, известный как “Fit for 55”, был принят Еврокомиссией 14 июля. С точки зрения воздушного транспорта, наиболее важным является требование о ежегодном сокращении на 4,5 проц. количества квот на выбросы для полетов внутри ЕС. С другой стороны, выбросы от неевропейских рейсов должны компенсироваться в системе CORSIA, координируемой Международной организацией гражданской авиации.
По официальным данным, на авиатранспорт в ЕС сегодня приходится 3,8 проц. общих выбросов парниковых газов от транспортного сектора (для сравнения: морской транспорт – 4 проц., автомобильный транспорт – 20,4).
Заявленные решения существенно увеличат затраты на открытие авиасообщений. Перевозчики, вероятно, захотят переложить хотя бы часть этих расходов на пассажиров, повысив цены на билеты. Сама Еврокомиссия осознает эти угрозы. “Хотя в среднесрочной и долгосрочной перспективе преимущества климатической политики ЕС явно перевешивают издержки этого перехода, она может оказать дополнительное давление на домохозяйства, микропредприятия и пользователей транспорта в краткосрочной перспективе”, — отмечается в пресс-релизе. Предлагаемые в пакете решения позволяют адаптироваться к изменениям и равномерно распределять их затраты.
“Мы поддержим переход транспортного сектора к системе, адаптированной к будущим потребностям. Мы создадим рынок экологически безопасных альтернативных видов топлива и технологий с низким уровнем выбросов, и в то же время мы представим соответствующую инфраструктуру, которая обеспечит популяризацию транспортных средств и судов с нулевым уровнем выбросов. Этот пакет выходит за рамки экологизации мобильности и логистики, это возможность для ЕС стать ведущим рынком высоких технологий”, — заявила комиссар по транспорту Адина Вэлеан.
Предлагаемое постановление об инфраструктуре альтернативных видов топлива также окажет влияние на авиацию. По его словам, аэропорты ЕС должны иметь доступ к электричеству из “чистых” источников. В свою очередь инициатива ReFuelEU Aviation заключается в том, чтобы обязать поставщиков топлива поставлять все большее количество авиационного топлива, смешанного с биотопливом и синтетическим топливом с низким уровнем выбросов.
По мнению наших экспертов, вводя новые правила, следует помнить о взаимозависимости отдельных секторов экономики. “Если гайки будут закручиваться слишком быстро и слишком сильно, развитие авиакомпаний может затормозиться и в конечном итоге уменьшатся их ресурсы для абсолютно необходимого ускорения борьбы с изменением климата”, — говорят эксперты. Они также указывают, что предлагаемые ЕС решения будут действовать во время преодоления кризиса, вызванного пандемией COVID-19.
“Десятилетнего периода введения налога на топливо должно хватить. Большинству перевозчиков удалось выжить благодаря государственной помощи, но следует помнить, что более или менее половина ее подлежит возврату. Деньги авиакомпаниям с неба не упадут, останется их искать только в карманах пассажиров. Самым большим сюрпризом для них станут цены от лоукостеров, потому что они точно не смогут позволить себе низких цен на билеты”, — прогнозируют аналитики Cofrance Sarl.
Технологические изменения в сторону экологии в авиации происходят не так быстро, как, например, в автомобильной промышленности. Однако самолеты новых типов потребляют на 15-20 процентов меньше топлива, чем их старые аналоги. Важно стимулировать рынок биотоплива в ситуации роста цен на традиционное топливо, которое в настоящее время очень дорого из-за низких масштабов производства и использования (всего 0,1 проц. от общего потребления авиационного топлива). Здесь имеются в виду некоторые формы субсидий на производство биотоплива из налоговых поступлений от авиационного топлива старого типа, и их сумма не должна быть большой, потому что, с другой стороны, авиакомпании сэкономят на расходах на права на выбросы.
По мнению наших экспертов, хотя новые налоговые предложения могут быть смягчены в результате давления со стороны правительств, предлагаемые сегодня правила представляют большую угрозу для авиации, чем возможность для железных дорог. Также много неизвестных. Будут ли запреты на короткие полеты приняты Брюсселем с учетом времени в пути или расстояния? Если бы в Европе была развитая сеть высокоскоростных железных дорог, это бы не вызывало столько опасений пассажиров. Однако мы знаем, что эти остатки на континенте не гарантируют качественных сообщений внутри отдельных государств-членов, не говоря уже о сообщениях между ними. Расширение сети HSR должно предшествовать возложению дополнительной нагрузки на авиационную отрасль.
Авиакомпании и железнодорожные перевозчики необязательно должны быть конкурентами друг другу. Возможна активизация совместного авиационного и железнодорожного предложения. Например, проект Lufthansa Express Rail сегодня является чем-то уникальным. Интересно, что в этом случае это была собственная инициатива, и не была навязана в качестве условия для получения государственной помощи. Тем не менее это предложение к концу этого года охватит более чем 120 направлений.
По мнению некоторых экспертов, повышение цен будет, но в конечном итоге от изменений в транспортной сфере выиграют все. Они считают, что пакет Fit for 55 в первую очередь направлен на обеспечение того, чтобы авиация несла полные экологические издержки, сопоставимые с другими видами транспорта. Поскольку в настоящее время авиация получает экологические субсидии в виде освобождения от налогов на авиационное топливо или бесплатных квот на выбросы в рамках ETS, отмена этих субсидий, несомненно, приведет к увеличению эксплуатационных расходов. Из-за низкой маржи, получаемой еще до пандемии (обычно не более 5 процента), перевозчикам придется повысить цены на билеты.
Сторонники введения экологических сборов, считают, что рост затрат будет еще больше мотивировать авиакомпании искать альтернативы на коротких маршрутах, прежде всего в форме тесного сотрудничества с железными дорогами, а последствия чрезмерных выбросов парниковых газов будут более опасными, чем несколько более дорогие авиаперелеты.
Андрей Бочкарев