Новый оборот в деле о банкротстве “Трансаэро”

Российский Внешторгбанк (ВТБ) направил в петербургский арбитражный иск против Ольги Плешаковой, ее супруга Александра Плешакова и его матери Татьяны Анодиной, требуя от них компенсации в связи с банкротством авиакомпании «Трансаэро». По данным суда, общая стоимость иска превышает 249,24 миллиарда рублей (3,85 миллиарда долларов США).
«Трансаэро» был вторым по величине авиаперевозчиком в России после государственного Аэрофлота. Он прекратил работу в сентябре 2015 года, а сертификат был аннулирован через месяц. Окончательное банкротство было объявлено в сентябре 2017 года. Ольга и Александр Плешаковы покинули Россию в 2015 году. Они поселились во Франции. ВТБ и его дочерние компании, в том числе ВТБ Лизинг, принадлежали к основным кредиторам авиакомпании, а их дебиторская задолженность составила 9,4 и 19,3 млрд рублей соответственно. Общая сумма дебиторской задолженности против «Трансаэро» оценивалась в 250 миллиардов рублей, что объясняет масштаб иска. Основными кредиторами Трансаэро являются ВЭБ-Лизинг (42 млрд. Руб.), Газпромбанк (13,6 млрд. Руб.), Дочерние компании ВТБ (19,3 млрд. Руб.) И ВТБ (более 9,4 млрд. Руб.). Стоимость возмещаемых активов компании оценивается всего в 1,5 миллиарда рублей, или примерно в 150 раз меньше ее совокупных обязательств.

Татьяна Анодина, ее сын и невестка контролировали около 53 проц. акций «Трансаэро», и на конец 2015 года сам Александр Плешаков сосредоточил в своих 59,48 процентов. Семья Плешаковых занимала высокие руководящие должности в структурах перевозчика. В 2001–2015 годах Александр Плешаков возглавлял совет директоров, а его жена Ольга была генеральным директором. Татьяна Анодина, в свою очередь, недолгое время находилась в руководстве и имела 3% акций «Трансаэро». В то же время с момента своего создания в 1991 году она была и остается главой Межгосударственного авиационного комитета (МАК) – органа, занимающегося сертификацией и расследованием авиационных происшествий в Российской Федерации.

ВТБ утверждает, что Ольга Плешакова не обеспечивала надзор за многими бухгалтерскими документами и отчетами, что затрудняет инвентаризацию активов компании. Банк также утверждает, что руководство «Трансаэро» намеренно изменило свою финансовую отчетность, чтобы ввести в заблуждение кредиторов. Между тем, анализ финансовых данных компании показал, что с 2012 года она была объективно несостоятельной. В то время его акционеры и руководство продолжали получать дивиденды и бонусы (в 2012 году акционеры – 138 миллионов рублей, в 2013 году руководство компании – 136 миллионов рублей, а в 2014 году – 148 миллионов рублей), которые ВТБ называет незаконным изъятием активов.

Представители «Трансаэро» опровергают обвинения ВТБ. По их словам, бухгалтерская отчетность не была искажена. В любом случае, она всегда своевременно предоставлялась и постоянно контролировалась налоговыми органами, аудиторами и другими регулирующими организациями, включая сам банк. Менеджеры «Трансаэро» не участвовали ни в каких операциях, направленных на изъятие активов, а его дочерние компании тратили весь свой доход на покрытие непогашенных обязательств. Адвокаты перевозчика также отклоняют утверждения о банкротстве «Трансаэро» в 2012 году. Они заявили, что компания поддерживала ликвидность и регулировала свою дебиторскую задолженность в течение следующих лет, почти до конца своей деятельности.