Новый прогноз IATA развития отрасли на этот год не внушает оптимизма

По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), к концу этого года авиакомпании Европы потеряют 22 миллиарда долларов. Это вдвое больше, чем ожидалось в декабре 2020 года. Неопределенность, связанная с пандемией коронавируса SARS-CoV-2, продолжает влиять на спрос на авиаперелеты на Старом континенте. В некоторых странах до сих пор сохраняются ограничения, ограничивающие возможность свободного передвижения из одной страны в другую.

Согласно прогнозу IATA, до конца 2021 года услугами европейских авиакомпаний воспользуется 2,4 млрд пассажиров. Это на 600 миллионов больше, чем за предыдущие двенадцать месяцев, но почти вдвое меньше, чем в 2019 году, когда было обслужено 4,5 миллиарда путешественников. В основном это связано с обрушением международных сообщений. На внутренних маршрутах спрос восстанавливается намного быстрее.

Вызывает беспокойство и гораздо более низкий коэффициент загрузки самолетов. Два года назад он достигал уровня, близкого к 83 процентам. Прогнозы на 2021 год предполагают в среднем 67,3 проц. Это ненамного больше, чем в прошлом году, когда коэффициент загрузки самолетов составлял 65,1 проц.
Плохой новостью для авиакомпаний Старого континента также является рост цен на авиатопливо. Цена за баррель достигнет 68 долларов. Это почти на 90 процентов больше цены 2019 года. Еще год назад баррель авиатоплива можно было купить за 46,4 доллара. Это значительно увеличит расходы на авиаперевозки и, возможно, приведет к банкротству некоторых перевозчиков.

Грузовые рейсы позволяют увеличить доходы перевозчиков

У менеджеров авиаперевозчиков в Северной Америке гораздо больше поводов для оптимизма. В этом случае прогноз IATA предсказывает убыток в размере 5 миллиардов долларов. Ранее предполагалось  почти два больше, то есть 11 миллиардов долларов.

Лучшая ситуация в грузовом секторе. Выручка от грузового транспорта увеличится до 47 проц.  от 2019 года. Выручка от грузовых рейсов может составить более 30 проц. от всех  доходов авиакомпаний. До начала кризиса, вызванного вирусом COVID-19, они находились на уровне от 10 до 15 процентов. В первую очередь это принесет пользу перевозчикам с мощным грузовым парком, таким как Korean Air, которые уже показали положительные операционные результаты.

Данные за май 2021 года по глобальным рынкам грузовых авиаперевозок показывают, что спрос продолжает устойчиво расти.

Несмотря на эти вызовы, авиакомпании всего мира будут продолжать бороться, прежде всего, за выживание. Многим из них придется рассчитывать на дальнейшую государственную поддержку. От этого могут выиграть крупнейшие производители с низкими издержками. В то же время, обходящиеся  без государственной Ryanair и Wizz Air объявляют о новых маршрутах почти каждую неделю и открывают все больше и больше баз в Европе. Лоукостеры из Ирландии и Венгрии также без особых опасений заказывают больше самолетов и расширяют свой парк.

Андрей Бочкарев