О некоторых аспектах использования бизнес-джета Илоном Маском. Трезвый анализ

Gulfstream G650ER Илона Маска

В прошлом году, еще до публикации отчета о прибыли Tesla за четвертый квартал предыдущего года, разгорелся скандал, связанный с использованием Илоном Маском делового самолета.

Gulfstream G650ER Илона Маска
Gulfstream G650ER Илона Маска

SpaceX предоставил Tesla и генеральному директору SpaceX Илону Маску бизнес-джет Gulfstream G650ER стоимостью 70 миллионов долларов (цена на момент покупки – 2015 год) на котором Маск, по данным аналитиков нашего портала, в 2018 году преодолел 150 000 миль.
Большая часть этих полетов совершалась в сложном треугольнике Западного побережья, с перелетами из области залива Сан-Франциско, где у Tesla находится штаб-квартира в Силиконовой долине и заводы в соседнем Фремонте, в Лос-Анджелес, где расположены SpaceX и особняки Маск.

Он также летал из района залива Сан-Франциско в регион Рено, штат Невада, где у Tesla имеется завод по производству батарей Gigafactory. Но индекс ER в названии Gulfstream обозначает «расширенная дальность», поэтому, разумеется, были полеты в Азию и Европу.

Салон бизнес-джета, которым пользуется Илон Маск
Салон бизнес-джета G650ER, которым пользуется Илон Маск

Недовольство частыми поездками руководителя-миллиардера на частном самолете у акционеров было вызвано тем, что полеты в основном оплачивались Tesla, автопроизводителем, который задолжал миллиарды долларов и уволил тысячи сотрудников. Однако, здесь нужно разобраться более тщательно:

Каждый автопроизводитель сталкивается с долгами в миллиарды долларов. Бизнес работает в долг многие годы. Обычно это не проблема, пока автопроизводитель продолжает продавать автомобили.

Tesla потеряла много денег, но другие автопроизводители … теряют много денег. Опять же, это простой факт отрасли, который становится проблемой, только если автомобили перестают продаваться. Всего каких-то несколько лет назад концерн Volkswagen в течение 4 лет работал без прибыли. У производителей есть возможность не тратить средства, но тогда они не будут производить машины, им нечего будет продавать, и, как следствие не будет денег, чтобы их тратить.

Tesla действительно уволила тысячи рабочих, но в течение нескольких лет деятельности предприятия стало очевидно, что численность персонала не оптимальна для относительно небольшого автопроизводителя.

Можно вспомнить, что другие автомобилестроители в прошлые эпохи сталкивались с долгами в миллиарды, сжигали наличные деньги и увольняли своих сотрудников, а их руководители при этом летали на бизнес-джетах. Но это ни у кого не вызывало возражений.

Но не обязательно указывать на это, потому что суть в том, что Илон Маск является генеральным директором Tesla и SpaceX и может летать на своем самолете где угодно. Если инвесторы Tesla не довольны, они могут продать свои акции. Если у SpaceX есть проблема с этим, он может попросить Маска отказаться от полетов на бизнес-джете.

Углеродный аспект полетов Маска, подвергающегося критике за то, что он сжигает тысячи фунтов реактивного топлива, выглядит довольно лицемерным, учитывая его убежденность в том, что миссия Tesla – положить конец эпохе ископаемого топлива. Тем более, что в 2018 году Tesla под управлением Маска также продала около 250 000 автомобилей с нулевым уровнем выбросов выхлопных газов, поэтому аргумент «Илон — фальшивый эколог” быстро проваливается под существенным весом продолжающегося сокращения выбросов углерода компанией Tesla. Компания даже не нуждается в том, чтобы компенсировать свои выбросы углерода посадкой деревьев. Нетрудно посчитать, что автомобили такого же класса даже с гибридным двигателем в таком же количестве производят в тысячи раз больше вредных веществ, чем один самолет Илона Маска.

Илон Маск и его бизнес-джет
Илон Маск

Стоит также отметить, что Маск является довольно экстремальным примером руководителя, придерживающегося философии управления, основанной на принципах Toyota, – “видеть самому”. Он ставит себя на передовые позиции на своих заводах, одновременно выступая в качестве главного продавца Tesla по всему миру и главного представителя  интересов SpaceX. Это тот вид деятельности, вопросы которой нельзя решать по телефону, находясь на курорте Карибского моря.

Тем не менее, давайте согласимся с критикамми Маска в том, что использование им  реактивного самолета является для них  совершенно оскорбительным и ярким примером его полной уверенности в неприкосновенности и высокомерии.

Что они получают взамен?

Инвесторы, которые приобрели акции Tesla после первичного публичного размещения акций в 2010 году, получили 1000 процентов прибыли. Их самолет не беспокоит. Маск мог бы продать свой Gulfstream, купить личный Boeing и покрыть его ванные комнаты золотом, старые акционеры при этом даже не посмели бы возразить.

General Dynamics, которая владеет Gulfstream и является американской компанией, получает хорошую рекламу своего бизнеса и обеспечивает работой почти 100 000 сотрудников.
NASA получает собственную систему запуска и возможность снизить степень риска для налогоплательщиков для инвесторов SpaceX. По данным нашего портала, SpaceX выставил счет Tesla на 700 000 долларов за использование Маском делового самолета. Предположим, что это был не весь счет и округлим его до 1 миллиона долларов. В совокупности Tesla и SpaceX, которые не проводили IPO, но могут быть оценены в 50 миллиардов долларов, то есть в 50 000 раз больше. Таким образом, использование самолета связано с вполне приемлемыми расходами, которые составляют 0,0002 проц. от капитализации. У более мелких компаний расходы на представительские автомобили часто составляют куда большую долю.

Маску известно о проблеме углеродного следа частного самолета. Когда он был раздражен из-за пробок в Лос-Анджелесе, он создал целую туннельную компанию. И ему даже не пришлось столкнуться с подобной проблемой в воздухе, чтобы задуматься о производстве электрических самолетов.  Что, вполне вероятно, будет следующим шагом в его деятельности.

Андрей Бочкарев