Не каждый может себе позволить личный самолет. Это до сих пор является предметом роскоши, несмотря на то, что их число растет с каждым годом. Такая тенденция объясняется постоянным ростом числа богатых людей, а также фактом, что многие из них предпочитают комфорт и скорость при ведении бизнеса. Кроме того, соответствующим образом эксплуатируемые, особенно лицами, которые много путешествуют, частные самолеты могут оказаться выгоднее, чем пользование регулярными рейсами. Кто сегодня может позволить себе частный самолет? Богатый сноб или практично мыслящий бизнесмен? А может быть кто-нибудь совершенно другой?
Обладание частным самолетом рассматривается, главным образом, как вопрос престижа. Даже имея собственную Цессну, на обладателей яхт и спортивных болидов можно посматривать свысока. Ведь не каждый день встречаются люди, которые на деловую встречу прилетают на бизнес-джете. Стоит упомянуть здесь и финансовую сторону вопроса – для содержания самолета требуется немалая группа разного рода специалистов. Это по карману только небольшой группе очень богатых людей.
Почему самолет?
Самолет в настоящее время считается самым быстрым и безопасным видом транспорта. Растущее с каждым годом число пассажиров, спешащих в различные точки мира, расширяющаяся площадь терминалов и давка на паспортном контроле вынуждает многих бизнесменов задуматься о вложении средств в покупку собственного самолета. Общедоступные авиалинии не приспосабливаются к расписанию встреч даже самого богатого пассажира. Очень строгое расписание рейсов и ограниченное число полетов в нужные места стали причиной того, что некоторые бизнесмены готовы выложить несколько миллионов долларов за личное воздушное судно. Из признаний владельцев частных бизнес-джетов следует, что такие вложения быстро окупаются.
Сегодня больше всего собственных самолетов летает над территорией США, но все больше их становится и в Европе. Третьим по величине рынком сбыта является Ближний Восток. Быстрыми темпами развивается также Азия и Южная Америка. По всему миру летает несчетное количество небольших, часто двух-четырехместных самолетов, и около 15 тысяч больших корпоративных и частных, самых престижных и люксовых. На собственном самолете по планете передвигается Кристиано Роналдо, Том Круз, Джон Траволта (он даже самостоятельно им управляет) и другие.
Произведенный в 1970 г. Falcon 10 был первым экземпляром новой линейки европейских реактивных самолетов, предназначенных для индивидуальных клиентов. С того времени число воздушных судов такого типа не падает, хотя глобальный кризис немного затормозил их развитие. Многие бизнесмены продали свои самолеты из-за высокой стоимости содержания и пересели на регулярные рейсы. Заметным образом, тем не менее, растет число малых и средних предприятий, которые решаются на частный, а не публичный сектор воздушного транспорта.
Полет на частном самолете это – сочетание экономии времени, престижа и несравнимого комфорта. Маршрут и время полета можно привести в соответствие с личными потребностями, а присутствие на борту самых доверительных лиц скрашивает проведенное время. Даже интерьер воздушного судна можно оформить согласно личным предпочтениям – как типичный офис, номер отеля или «по-домашнему». Пассажиру частного бизнес-джета не придется терпеть тесноту, которая часто царит на загруженных регулярных рейсах, и он быстрее доберется до цели. В противоположность полета с авиакомпанией, частный самолет доступен практически в любой точке мира и в любое время дня и ночи. Неожиданный полет в Гонконг ни свет ни заря? Даже это не проблема, если, конечно, в распоряжении имеется свой самолет.
Купить или арендовать?
Когда мы подходим до конкретных сумм, то волей-неволей возникнет естественный вопрос: а действительно ли нужен личный самолет? Это также как с квартирой – можно стремиться к тому, чтобы взять ипотечный кредит и жить хоть в маленьком, но своем доме, а можно всю жизнь снимать и не быть привязанным к одному месту. С частным самолетом примерно такая же история – иногда вместо покупки оказывается более целесообразной аренда воздушного судна. Тогда удается избежать некоторых серьезных сумм, в том числе оплаты ангарного хранения.
Считается, что обладание собственным самолетом окупается, если он проводит полете не менее 300 часов в год. Наверняка найдутся эксперты, которые занизят, либо преувеличат эту статистику, но, если мы намерены проводить в воздухе всего несколько часов в год, то лучше арендовать самолет у перевозчика. Стоит помнить и о том, что за самый дешевый (бывший в употреблении) бизнес-джет придется выложить не менее 10 млн долларов, а Bombardier Global 5000, один из самых быстрых и наиболее люксовых самолетов в мире стоит от 35 миллионов долларов. Bombardier Global Express XRS на несколько миллионов дешевле. К этому следует добавить расходы на ангарное хранение и оплату услуг пилотов (если мы сами не управляем, как Джон Траволта), а также стоимость топлива. Ежегодные расходы на это могут достигать пары миллионов долларов. Кстати, новый самолет, не автомобиль, который можно прийти и купить прямо из салона. Время ожидания большинства моделей Bombardier превышает полтора года.
Хорошим решением может быть совместное владение самолетом. Главнейшей чертой этого, активно используемой сейчас формой собственности является покупка доли в стоимости самолета и его содержании. Текущие расходы при таком выборе обычно сравнимы с расходами на полеты рейсовыми самолетами в бизнес-классе, но предлагают куда больше преимуществ, о которых речь шла выше. С единственным исключением – интерьер самолета должен отвечать вкусам всех совладельцев.
Однако одним из наиболее распространенных форм использования частной авиации является аренда воздушных судов у третьих лиц. Число полетов в такой форме год от года растет, хотя это и не дешевое удовольствие. К этому стоит добавить расходы на наем пилота, которые, как обычно, в таких случаях могут сильно различаться. Ставка зависит от многих факторов: погодных условий, продолжительности полета, размера самолета. За 1 час полета воздушным судном чартерной компании нужно заплатить от 5 до 10 тысяч долларов. В большинстве случаев это оказывается дешевле регулярного рейса публичной авиакомпанией в бизнес-классе, особенно, если взять на борт несколько человек.
Разные люди, разные полеты
Предложение новых и бывших в употреблении самолетов для индивидуальных клиентов и различных компаний довольно широко. Аналогично, как и в случае покупки личного автомобиля, в авиационной отрасли царит большое разнообразие. Все это ради того, чтобы клиент получил то, что он действительно хочет. Часто это нестандартные пожелания. Предлагаемые на рынке самолеты различаются количеством мест (от 2, 4 и даже 20), дальностью полета (для местных, международных и межконтинентальных полетов), а также оснащением салона. На европейском рынке доминируют небольшие поршневые и реактивные самолеты.
Наибольшей популярностью во всем мире пользуются винтовые самолеты, которые берут на борт от 2 до 6 лиц. Таким, например, является Cessna 208 Caravan, которая недостаточно просторна и комфортабельна, но пользуется хорошим реноме и высоким уровнем безаварийности. На ней можно совершать полеты на многие сотни километров, а для взлета и посадки ей нужен небольшой участок сравнительно ровной поверхности и необязательно асфальтированной или бетонированной. В то же время стоимость этого самолета не превышает стоимости автомобиля повышенной комфортабельности.
Клиенты, желающие перемещаться по воздуху еще быстрее, выбирают среди ультралегких самолетов чаще всего Piper UI, Amigo или Chico. Они могут преодолевать достаточно большие дистанции, а для взлета-посадки нуждаются в простейшей полосе либо травянистом луге.
Совершенно другим классом частных самолетов являются небесные лимузины. Среди воздушных судов этого типа в мире преобладает марка Beechcraft, самолеты которой быстры и эффективны, и, кроме того, в совершенстве оснащены. Эти турбовинтовые машины бизнес-класса характеризуются и большой экономичностью – сжигают всего 300 литров дешевого и повсеместно доступного (в аэропортах) авиационного керосина. Ими часто путешествуют знаменитости и кинозвезды.
Наивысший класс частных самолетов представляют реактивные, стоимость которых начинается с нескольких миллионов долларов. Чтобы ими летать, необходим пилот высокой квалификации, хорошая взлетно-посадочная полоса и аэродром с соответствующим оборудованием либо аэропорт. Наиболее известными производителями бизнес-джетов такого класса являются компании Bombardier, Cessna, Gulfstream Aerospace и Hawker Beechcraft.
Самыми люксовыми бизнес-джетами в мире считаются Bombardier из серии Global 10. Их салоны отделаны ценными породами дерева, натуральной кожей, они оснащены барами с фурнитурой из мрамора и позолоченными краны туалетах и умывальниках. Ну о таких мелочах, как спутниковая телефонная связь наверное и упоминать не стоит, так как без нее не обходится ни один самолет бизнес-класса.
Летать может каждый
Иметь собственный самолет – одно дело, а вот управлять им – совершенно другое. Все больше лиц серьезно заинтересованы в самостоятельном пилотаже личного самолета. Чаще всего об этом задумываются обладатели небольших, ультралегких самолетов (следует отметить, что понятие «ультралегкий» несколько различается в разных странах в Европе это воздушные суда с взлетной массой до 350 кг, в США – до 650). Располагая соответствующей предрасположенностью, лицензию пилота ультралайта можно получить после прохождения курсов в одном из многочисленных аэроклубов. Владельцы больших люксовых бизнес-джетов, как правило, не намереваются самостоятельно пилотировать свои самолеты, а предпочитают нанимать квалифицированных пилотов и стюардесс, а сами – отдыхать либо заниматься делами во время полета. Для них полет скорее представляется удовольствием, а не обязанностью.
Но если кто-то и захотел бы самостоятельно управлять бизнес-джетом, то ему бы пришлось начать с курсов пилотирования ультралегких самолетов. Стоимость теоретического курса и практических занятий начинается от нескольких тысяч долларов, что, в общем, немного, учитывая стоимость самого самолета. Перед окончанием таких курсов придется пройти медицинское обследование и беседу с психологом. Курс завершается несложным теоретическим экзаменом и проверкой летных навыков, приобретенных во время обучения. После их успешного прохождения соответствующим органом выдается свидетельство квалификации пилота ультралегкого самолета.
Несколько сложнее получить т.н. туристическую лицензию – Private Pilot Licence PPL(A). Во-первых, почти в два раза выше, чем в первом случае, стоимость обучения. Необходимо пройти и строгую медицинскую комиссию, которая подтвердит способность к пилотированию воздушных судов соответствующего типа. Лица с серьезными проблемами со зрением могут забыть об этой лицензии, хотя современные методы лазерной коррекции для состоятельного человека не представляют особых проблем.
После прохождения медицинской комиссии проводится 150-часовой теоретический курс. Практическая часть занимает от 45 до 60 часов и состоит частично из полетов на симуляторе, а частично – на реальном самолете. Окончившие начальные курсы PPL(A) допускаются к теоретическому экзамену по метеорологии, навигации, авиационного права, правилам радиосвязи и основ пилотирования. Получение лицензии пилота PPL(A) позволяет управлять почти любым частным воздушным судном. Особо упорные могут позднее получить лицензию профессионального пилота CPL(A) и свидетельство на право совершения ночных полетов N-VFR. На практике это означает затраты в несколько десятков тысяч долларов и сотни часов на курсах, но такие расходы чаще всего окупаются.
Удовольствие получаемое от пилотирования собственного самолета нельзя сравнить ни с каким другим. Ведь в этот момент кусочек неба, в котором летим, принадлежит только нам.