Об условиях эпидемиологической безопасности в авиации. Ответы экспертов Cofrance Sarl на вопросы читателей.

Очередные правительства ослабляют ограничения на авиаперевозки. Тем не менее, многие пассажиры не спешат отправляться в путь, особенно опасаясь находиться запертыми на несколько часов в салоне самолета.
Безопасно ли летать сегодня? Это, конечно, не так безопасно, как это было до пандемии COVID-19. Но, как выясняется, не опаснее, чем находиться на земле.

Были ли случаи, когда вирусом COVID-19 заразились в самолете?

Такой случай был зафиксирован во время рейса 2 марта из Вьетнама в Великобританию, когда больной пассажир заразил 14 попутчиков и бортпроводника. 12 из этих пассажиров сидели рядом с зараженным вирусом, на расстоянии, на котором COVID-19 легко перемещается. Никто из заразившихся не носил маску. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), за последние 3 месяца было зарегистрировано 4 подобных случая. Как видим, это гораздо меньше, чем в общественных местах на земле.

Как распространяется вирус в салоне самолета?

Зараженный COVID-19 может напрямую распространять вирус при чихании или кашле. А остальные пассажиры касаются мест общего пользования, а затем касаются своих губ или носа. Просто риск не больше, чем на поезде или общественном транспорте. И даже меньше.

Каков риск на самом самолете?

Этот риск намного меньше из-за постоянной фильтрации воздуха и обязанности пассажиров и членов экипажа носить маски. Воздух в салоне постоянно обновляется и смешивается в соотношении 50/50 со стерильным, отбираемым из атмосферы на высоте 10 тысяч метров, затем эта смесь подается сверху после чего выкачивается из салона через вентиляционные щели чуть выше пола. Как сообщили два крупных производителя самолетов Airbus и Boeing, установленные фильтры HEPA способны захватывать такие же микроскопические частицы, как вирус Covid-19.

В то же время циркуляция воздуха в салоне не идет от передней части самолета к задней, а сверху вниз, где он засасывается, поэтому возможности перемещения вируса от передней части к задней части машины, по крайней мере, радикально ограничены. Конечно, можно ли заразиться в салоне, зависит также от того, как устроены сиденья и насколько полон салон. Риск больше, когда воздушное судно долго стоит на земле и вентиляция салона отключена. Если мы садимся в самолет и слышим равномерный шум, значит, работает вентиляция.

Как насчет использования туалета?

Бортовой экипаж делает все возможное, чтобы уменьшить вероятность контактов между пассажирами. В большинстве авиакомпаний запрещено стоять в очереди из желающих воспользоваться туалетом. И если кому-то это понадобилось, он должен нажать кнопку вызова бортового сотрудника и сообщить об этом ему. Пассажиру сообщат, когда он сможет пойти в туалет. Некоторые авиакомпании, из-за риска передачи вируса с помощью туалета, решили от него отказаться.

Что еще могут делать авиакомпании?

Самолеты очищаются чаще и тщательнее, чем до пандемии COVID-19. Вряд ли сейчас какой-либо перевозчик принимает наличные. Пассажирам рекомендуется регистрироваться онлайн, пассажиры все чаще регистрируют свой багаж самостоятельно, и на протяжении всего путешествия они обязаны носить лицевые маски.

Как аэропорты обеспечивают безопасность путешествий?

Аэропорты значительно сократили количество людей, находящихся в терминалах, куда могут заходить только пассажиры с действительными проездными документами. Они обеспечили возможность приобретать маски и дезинфицирующие средства в торговых автоматах еще до входа в аэропорт и установили раздаточные устройства с дезинфицирующими средствами во многих местах, таких как в залах отправления, так и в залах получения багажа, где правило состоит в том, что багаж прибывающих из зон повышенного риска выгружается первым. В настоящее время пассажиры могут делать все больше и больше автоматически.

В аэропортах действуют те же правила, что и в коммерческих учреждениях “в городе”, а сотрудники коммерческих учреждений несут ответственность за дезинфекцию рук и ношение масок. Принцип поддержания социальной дистанции применяется везде. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) рекомендует обеспечивать ее величину не менее метра. Большинство аэропортов увеличили это расстояние до 2 м. Кроме того, потоки пассажиров направляются так, что вылетающие пассажиры не имеют контакта с прибывающими. Посадка производится в зонах, и первыми на борт поднимаются те, чьи места находятся в последних рядах салона. Высадка происходит в обратном порядке.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM