Objekat 505 – подземная авиабаза бывшей Югославии

На границе Хорватии и Боснии и Герцеговины находятся руины огромной авиабазы ​​Желява (Objakat 505), заброшенной в начале 1990-х годов. В период своего расцвета это была одна из крупнейших подземных авиабаз в Европе и очень важный элемент югославской системы ПВО.

Objekat 505
Objekat 505 – подземная авиабаза бывшей Югославии

База была построена в 1948-1968 годах в районе Желявы, под горой Плешивица. В соответствие с планами, это должен был быть огромный военный комплекс югославских частей ПВО. Помимо аэродрома с пятью бетонными взлетно-посадочными полосами (2780 м, 2500 м и 2050 м) и подземной базой (KLEK) для 58 самолетов, были развернуты многочисленные радиолокационные станции, охватывающие практически всю страну, и средства ПВО. Вся территория тщательно охранялась.

Сама база была в свое время технологическим шедевром югославской военной инженерии. Подземный бункер состоял из туннелей общей протяженностью 3,5 км, в которых размещались поста для 58 машин (в основном МиГ-21, позже адаптированные к более новым машинам местного производства, до него так и не дошло), 1000 человек личного состава. Это означало, что на базе могли размещаться две истребительные эскадрильи и одна разведывательная эскадрилья, оснащенные истребителями МиГ-21бис и МиГ-21Р.

МиГ-21 в подземной авиабазе
МиГ-21 в подземной авиабазе Желява

На базу было 4 входа, защищенных 100-тонными воротами, три из которых имели размеры и форму адаптированную для самолетов, размещенных внутри бункера. Комплекс мог быть герметичным, а вся конструкция должна была выдерживать прямое попадание 20-килотонной ядерной боеголовки. Туннели, ведущие внутрь бункера, были оборудованы специальными бетонными заграждениями, которые должны были рассеивать силу взрыва бомбы и защищать ее от осколков.

У экипажа внутри были запасы на 30 дней, собственный источник воды и специальный трубопровод длиной 20 км, по которому топливо для генераторов поступало со складов недалеко от города Бихач. Кроме того, на базе был собственный полицейский участок и многочисленные объекты, обеспечивающие функционирование комплекса. Из-за своего местоположения вокруг базы были и другие военные аэропорты, которые, с одной стороны, защищали весь комплекс, но также были частью вышеупомянутой югославской системы ПВО. Стоимость строительства базы в Желяве составила 6 миллиардов долларов (по нынешним ценам – 42,3 миллиарда долларов !).

Существование базы держалось в секрете, и для входа на ее территорию требовался специальный пропуск. Хотя база функционировала нормально и в обычном режиме во время холодной войны, в начале 1990-х годов, с началом гражданской войны в Югославии, машины, размещенные на базе, начали принимать участие в боевых действиях. В 1991 году отступающие югославские войска взорвали часть взлетно-посадочных полос (на территории комплекса были размещены специально подготовленные точки, где можно было разместить взрывчатку, чтобы нанести как можно больший ущерб). Год спустя остатки комплекса были снова взорваны сербами с применением 56 тонн взрывчатки.

Внутренние части ангаров, взлетно-посадочных полос и большинства зданий были разрушены, что сделало базу непригодной для использования. Кроме того, вся территория была заминирована. После окончания боев в Югославии база была предоставлена ​​самой себе. В настоящее время она находится на границе Хорватии и Боснии и Герцеговины. Некоторые из зданий используются хорватской полицией, но большая часть комплекса никак не охраняется (хотя, как сообщается, полицейские патрули проводятся регулярно). За исключением нескольких основных, наиболее доступных частей базы, остальные все время заминированы. Также на базе можно найти различные остовы самолетов.

Обломки C-47 на базе в Желяве (фото: Джерри Ганнер)
Обломки C-47 на базе в Желяве (фото: Джерри Ганнер)

В 2000 году произошел инцидент, когда один из боснийских офицеров погиб на базе в результате взрыва противопехотной мины ПРОМ-2 во время … сбора грибов. Из-за состояния взорванных туннелей и наличия мин база официально недоступна для посторонних и очень опасна. Однако можно получить пропуск в хорватской полиции, благодаря которому пройти на участок базы, находящийся на территории Хорватии.

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM