Возраст машины, количество отработанных часов или количество завершенных взлетов и посадок – по таким параметрам можно определить, что самолет стареет. Как утверждает пилот Патрик Смит, связь между периодом службы и безопасностью ничтожна …
Патрик Смит — пилот авиакомпании, автор книги «Спросите пилота» (Ask the pilot) – отвечает своим читателям на вопрос о взаимосвязи между возрастом самолета и безопасностью полета. Стоит ли беспокоиться, что придется лететь на старой машине?
«Если вы заботитесь об оборудовании салона или выбросе вредных веществ двигателями старшего поколения, то извините, но когда дело доходит до аварий, статистически взаимосвязь между сроком службы и безопасностью незначительна. Коммерческие самолеты сконструированы так, чтобы служить до конца света. Вот почему они так дороги — поэтому реактивный самолет часто остается в эксплуатации в течение тридцати или более лет», – пишет он.
В свою очередь логично, что чем старше самолет, тем больше он нуждается в уходе и обслуживании. Поэтому, по словам Смита, критерии оценки во время проверок становятся все более строгими. И поэтому факторы, принимаемые во внимание, включают возраст машины, количество отработанных часов и количество завершенных взлетов и посадок.
«Федеральное авиационное управление (FAA) недавно ввело новые строгие процедуры для проверки и ведения реестров для определенных типов старых самолетов, включая, например, оценку коррозии, электроустановки и усталость металла», – добавляет он.
Интересно, что парк американских авиакомпаний оказывается самым старым. «Новейшие самолеты есть у азиатских, европейских и ближневосточных авиакомпаний», – утверждает пилот.
Как он далее отмечает, многочисленные машины MD-80, летающие в расцветке American Airlines, были построены в восьмидесятых годах прошлого века. «Delta Air Lines только что вышла на пенсию или, другими словами, сняла с эксплуатации несколько DC-9, пришедших из предыдущей эпохи. Из 50 крупнейших перевозчиков, используемый в настоящее время флот Delta является старейшим в мире, и чуть позади Delta в это классификация – United и American», – говорит он.
Именно поэтому «выход на пенсию» – это неоднозначный термин для самолетов. Смит объясняет, что их продают, покупают или отправляют на вечную стоянку не потому, что они состарились и начали разваливаться, а потому, что их эксплуатация стала неэкономичной. «Только эта причина, а не то что связано с датой их постройки, заставляет, например, Delta или American, избавиться от MD-11, но сохранить гораздо более старые MD-80, B757 и B767», – отмечает он.
В заключение Смит утверждает, что самолеты предназначены для выполнения определенных ролей и удовлетворения потребностей конкретных рынков, и граница между тем, когда они все еще зарабатывают деньги, и когда они начинают приносить убытки, является тонкой … «Достаточно взглянуть соотношение расходов и доходов. Плохие результаты означают быстрый вывод самолета и его продажу, а у другого перевозчика, у которого другие виды расходов, маршруты и потребности, он может снова принести прибыль», – заключает он.
Андрей Бочкарев