Аэропорт Франкфурта-на-Майне

Отчет Международной Ассоциации аэропортов за прошлый год показал замедление динамики роста

Отчет ACI Europe показывает, что в прошлом году в европейских аэропортах число пассажиров увеличилось на 6,1%. За 12 месяцев все европейские аэропорты обслужили 2,34 миллиарда человек.

Аэропорт Франкфуркта-на-Майне
Аэропорт Франкфуркта-на-Майне

Это динамичный рост, хотя и немного более слабый, чем в 2017 году, когда он составлял 8,5% по с равнению с предыдущим, 2016, годом. Его удалось сохранить его, несмотря на геополитическую и экономическую напряженность. Важную роль в достижении этого результата сыграло постоянное расширение авиакомпаний. Воздушный трафик в том же году увеличился на 4 процента, поэтому он рос быстрее, чем в 2017 году, когда рост достиг 3,8 процента.

«В очередной раз пассажирские перевозки продемонстрировали заметное сопротивление происходящему вокруг. В 2018 году европейские аэропорты получили дополнительно 136,6 млн пассажиров», – прокомментировал Оливье Янковец, генеральный директор ACI Europe.   Это означает, что всего за пять лет пассажиропоток вырос более чем на треть (36%) – на дополнительные 629 миллиона пассажиров,  из которых 445 миллионов пришлись на страны  ЕС. Управление таким ростом было довольно сложной задачей, а нагрузка на инфраструктуру и персонал аэропортов – настоящая проблема. Эффективность и качество в настоящее время являются основными трудностями  для растущего числа аэропортов в Европе. Это, конечно, требует инвестиций, но также и большей операционной эффективности.

Пассажирские перевозки в аэропортах ЕС в среднем выросли на 5,4% в 2018 году (по сравнению с 7,7% в 2017 году) – из-за сбоев в работе диспетчеров и консолидации авиакомпаний, ограничивающих прибыль на некоторых рынках к лету. С тех пор рост имел тенденцию к росту, и  к декабрю достиг почти + 7%.

Лучшие результаты на востоке и юге

Аэропорты в восточной и южной частях ЕС достигли лучших результатов, как и аэропорт в Австрии и Люксембурге. В большинстве из них  были зафиксированы двузначное увеличение покащателей: Вильнюс (+ 30,9%), Братислава (+ 18,1%), Рига (+ 15,7%), Будапешт (+ 13,5) процентов), Таллинн (+ 13,4 процента), Мальт (+ 13,2 процента), Варшавв-Шопена (+ 12,8 процента), Милан-Мальпенса (+ 11,5 процента), Люксембург ( + 12,2%), Афины (+ 11,2%), Вена (+ 10,8%) и Хельсинки (+ 10,4%). И наоборот, самые плохие результаты были получены в аэропортах Швеции (где рост пассажиропотока остановился после введения воздушного налога) и в Великобритании (что отражает растущую обеспокоенность по поводу Brexit).

Между тем в аэропортах стран, не входящих в ЕС, пассажиропоток вырос на 8,3%. (по сравнению с 7,7% в 2017 году). Однако, в отличие от рынка ЕС, рост в течение года демонстрирует тенденцию к снижению с впечатляющих + 14,6%. в январе до + 3,5 процента в декабре. Это произошло в основном из-за падения внутреннего спроса в турецких аэропортах, который пострадал из-за экономических проблем в стране (общий пассажиропоток в турецких аэропортах вырос на  0,9 процента в четвертом квартале), более низкого спроса в аэропортах Норвегии и остановившегося роста в аэропортах Исландии на конец года (-0,1 процента в декабре).

И наоборот, аэропорты в России, Беларуси, Украине, Грузии, Израиле, Албании, Северной Македонии, Черногории и Боснии и Герцеговине поднялись выше среднего показателя по ЕС. Лучшие индивидуальные результаты были зафиксированы в аэропортах Кутаиси (+ 52,5%), Анталии (+ 21,1%), Тбилиси (+ 20,4%), Киеве (+ 19,4%), Харькове (+ 19,3 процента), Бодруме (+ 18,8 процента), Ростов (+18,8 процента), Москва-Внуково (+ 18,4 процента), Скопье (+ 15,5 процента), Приштина (+ 14,7 процента) и Москва-Шереметьево (+ 14,3 процента).

Гиганты растут медленнее

В пяти ведущих аэропортах Европы зафиксирован рост пассажиропотока на 4,8 процента в 2018 году, что на 5,5 процента меньше, чем в предыдущем году. Эта более низкая производительность по сравнению со средним европейским показателем в основном отражала ограничения производительности, усиление конкуренции в хабах и забастовки. Тем не менее, крупнейшие аэропорты приняли в общей сложности 16,5 млн дополнительных пассажиров.

Франкфурт добился самого высокого роста в своей лиге (+ 7,8% – четвертое место с 69,51 миллионами пассажиров) благодаря успешной стратегии диверсификации перевозок. Стамбул-Ататюрк показал второй лучший результат (+ 6,4 процента – пятое место и  68,19 миллионов пассажиров), но отметил значительное снижение пассажиропотока к концу года (только + 1 процент в четвертом квартале). Аэропорт им. Шарля де Голля в Париже  расположился  после главной турецкой воздушной гавани (+ 4% – вторая позиция с 72,22 млн пассажиров). Ограничения по пропускной способности составляют более половины роста в Амстердаме-Схипхоле (+ 3,7% по сравнению с + 7,7% в 2017 году – третье место с 71,05 млн пассажиров), а также ограниченную прибыль в лондонском аэропорту Хитроу ( + 2,7 процента), который оставался самым загруженным аэропортом в Европе, с 80,12 миллионами пассажиров.

Несмотря на то, что результаты региональных аэропортов значительно различаются между собой, во многих из них наблюдался впечатляющий рост числа пассажиров в 2018 году, что отражает их способность и успехи в привлечении авиакомпаний и развитии воздушного сообщения. Это Познань (+ 33,7%), Сибиу (+ 32,2%), Меммингерберг (+ 26,5%), Севилья (+ 24,9%), Кефалиния (+ 21,6%). ), Миконос (+ 17,1 процента), Генуя (+ 16,7 процента), Краков (+ 16 процентов), Варна (+ 15,9 процента), Неаполь (+ 15,8 процента), Линц (+ 15,7%), Остенде (+ 15,7%), Валенсия (+ 15,2%), Палермо (+ 14,8%), Тулон (+ 13%) и Нант ( + 12,6 процента). Однако небольшие региональные аэропорты (обслуживающие менее пяти миллионов пассажиров в год) не достигли среднего европейского уровня, увеличив пассажиропоток всего на + 5,1%.