Из-за пандемии Covid-19 и последующего сокращения рейсов коммерческой на более чем 90 процентов метеорологи потеряли возможность получать важную информацию. Коммерческие самолеты ежедневно предоставляют более 230 000 метеоданных.
Метеорология — первая наука, непосредственно затронутая беспрецедентным кризисом, вызванным COVID-19. Резкое сокращение регулярных рейсов по всему миру — новая печальная реальность для авиационной отрасли, но почти полное прекращение полетов уже оказывает влияние не только на экономику, но и на знания людей.
Во всем мире несколько центров метеорологических прогнозов используют данные, передаваемые коммерческими самолетами, для проведения сложного анализа климата. Коммерческие самолеты, оснащенные метеорологическими радарами и системами передачи данных в реальном времени, передают ученым более 230 000 параметров о состоянии погоды.
Европейский центр среднесрочных метеорологических прогнозов (ECMWF) использует ежедневные данные и наблюдения, записанные воздушными судами, чтобы помочь оценить состояние климата на Земле.
Одним из основных источников авиационных наблюдений (АВО) для составления прогнозов погоды является программа AMDAR (ретрансляция авиационных метеорологических данных), которая получает тысячи единиц информации среди прочего о температуре воздуха, давлении, высоте над уровнем моря и основания облака, относительной влажности.
Многие отчеты о состоянии погоды предоставляются самолетами американских авиалиний с особенно плотным охватом Соединенных Штатов, которые, в дополнение к европейским данным, вносят значительный вклад в исследования климата. Европейский отчет, основанный на AMDAR, особенно пострадал в течение первой недели после 16 марта, но в других программах также наблюдалось существенное сокращение информации за последние несколько дней.
“Последняя информация, полученная от авиакомпаний, предполагает, что европейское покрытие AMDAR сократится более чем на 65 проц. в следующем месяце, и это должно продолжаться до лета”, – предупреждает Стив Стрингер, руководитель европейской программы ABO.
Ожидается, что в ближайшие недели в Соединенных Штатах также будет наблюдаться значительное сокращение сбора данных и географического охвата, что может привести к потере потенциала в исследовательских центрах и снижению точности.
“Мы ожидаем, что существенное сокращение доступности данных от AMDAR продолжится в ближайшие недели, что, вероятно, окажет негативное влияние на работу наших систем компьютерного прогнозирования погоды”, – говорит Кристофер Хилл из Национального управления океанических и атмосферных исследований США в США.
В настоящее время австралийская программа AMDAR продолжает обеспечивать нормальную подачу информации, но ожидается серьезное нарушение работы системы из-за возможной приостановки рейсов Qantas Airways, основной авиакомпании Австралии.
По странному совпадению, в 2019 году был проведен тест для оценки состояния климатической системы вокруг Земли с помощью серии прогнозов, сделанных без использования AMDAR, которые сравнивались в реальном времени с другим анализом с использованием всех данных, отправленных самолетами.
Тогда изучение влияния на прогнозы было сосредоточено в районе 250–200 гПа (высотой около 11–12 км), именно на обычной высоте круизных рейсов коммерческих самолетов. Оказалось, что наибольшее влияние потеря данных с самолетов оказывает на точность прогнозов на ближайшие 24 часов, но было также значительное снижение точности на ближайшие 7 дней. Потеря данных на этих высотах мешает дальнейшим расчетам, поскольку именно там происходят большие перемещения воздушной массы.
Географически наибольшее негативное влияние потери данных произошло в северном полушарии, как для прогнозирования направления и силы ветра, так и изменений температуры. Причина в том, что именно в этом регионе выполняется наибольшее количество коммерческих рейсов, особенно в США, Европе и Северной Атлантике. По сравнению с наблюдениями, полученными при помощи самолетов, точность 12-часовые прогнозов температуры в северном полушарии ухудшилась на 9 проц.
Андрей Бочкарев