Прототип «Ил-96/400М» полетит не ранее 2019 года

Отсутствие интереса авиакомпаний к Ил-96-400 привело к закрытию программы разработки самого большого российского самолета

Российская ОАК, контролирующая ПО “Ильюшина”, решила приостановить разработку модернизированной версии четырехдвигательного Ил-96, который в течение нескольких лет считался  крупнейшим российским коммерческим самолетом.

Собранный фюзеляж Ил-96-400
Собранный фюзеляж Ил-96-400

В условиях неуверенности в непрерывности производства Ильюшин Ил-96-400М,  которых изготовлено всего два экземпляра, программа может закончиться раньше, чем ожидалось, поскольку модель даже не была сертифицирована.

Хотя это всего лишь версия Ил-96-300 с увеличенной вместимостью, модель была разработана для удовлетворения потенциального спроса на замену своих предшественников, однако низкий интерес к нему на  рынке может положить конец карьере самолета. Российские авиакомпании предпочитают выбирать самолеты Airbus и Boeing, которые предлагают аналогичную вместимость при более низких эксплуатационных расходах и более высоком уровне комфорта для пассажиров.

Некоторые российские аналитики заверяли, что Ил-96-400 сможет конкурировать на международном рынке, однако никаких переговоров с авиакомпаниями о приобретении или даже определении параметров проекта никогда не велось.

ОАК и правительство России указывают на отсутствие интереса у авиакомпаний, усугубившееся кризисом covid-19, как на основные причины, по которым серийное производство Ил-96-400 не продвигается.
“Заказов от ​​авиакомпаний нет, а поскольку широкофюзеляжные самолеты по всему миру выведены из эксплуатации из-за пандемии, серийное производство Ил-96-400М не планируется”, — сказал заместитель премьер-министра России Юрий Борисов  в интервью газете “Ведомости”.

Немногие компании в мире до сих пор используют Ил-96-300, например Cubana de Aviación (на заднем плане - Ил-96 правительства России).
Немногие компании в мире до сих пор используют Ил-96-300, например Cubana de Aviación (на заднем плане – Ил-96 правительства России).

Обладая способностью перевозить до 402 пассажиров в одном классе, “Ильюшин” Ил-96-400М сталкивался с постоянными задержками в сертификации и  конкуренцией со стороны  Airbus A350 и Boeing 777.  Устаревшая конструкция, большая часть которой  разработана еще во время Советского союза,   не вызвала интереса даже у местных авиакомпаний.

В последние десятилетия российские авиакомпании отказались от самолетов советской эпохи за счет обновления своего парка в поисках более современных самолетов западного производства.

Другой ключевой момент отсутствия интереса к Ил 96-400М, в основном со стороны российских эксплуатантов, связан с российско-китайским проектом CR929, который представляет собой двухмоторный самолет с межконтинентальной дальностью полета.  По технологии производства, вместимости и затратам на эксплуатацию он приближается к A350 и 787.

В то время как  дальность полета у CR929 составляет 12 000 километров, Ил96-400M может пролететь максимум  10 000 километров,  при этом расходует гораздо больше  топлива.

Единственные выпущенные два Ил-96-400М будут предназначены для Российского специального летного отряда, предназначенного для перевозки правительственных чиновников, в том числе президента.

Андрей Бочкарев