Российская ОАК, контролирующая ПО “Ильюшина”, решила приостановить разработку модернизированной версии четырехдвигательного Ил-96, который в течение нескольких лет считался крупнейшим российским коммерческим самолетом.
В условиях неуверенности в непрерывности производства Ильюшин Ил-96-400М, которых изготовлено всего два экземпляра, программа может закончиться раньше, чем ожидалось, поскольку модель даже не была сертифицирована.
Хотя это всего лишь версия Ил-96-300 с увеличенной вместимостью, модель была разработана для удовлетворения потенциального спроса на замену своих предшественников, однако низкий интерес к нему на рынке может положить конец карьере самолета. Российские авиакомпании предпочитают выбирать самолеты Airbus и Boeing, которые предлагают аналогичную вместимость при более низких эксплуатационных расходах и более высоком уровне комфорта для пассажиров.
Некоторые российские аналитики заверяли, что Ил-96-400 сможет конкурировать на международном рынке, однако никаких переговоров с авиакомпаниями о приобретении или даже определении параметров проекта никогда не велось.
ОАК и правительство России указывают на отсутствие интереса у авиакомпаний, усугубившееся кризисом covid-19, как на основные причины, по которым серийное производство Ил-96-400 не продвигается.
“Заказов от авиакомпаний нет, а поскольку широкофюзеляжные самолеты по всему миру выведены из эксплуатации из-за пандемии, серийное производство Ил-96-400М не планируется”, — сказал заместитель премьер-министра России Юрий Борисов в интервью газете “Ведомости”.
Обладая способностью перевозить до 402 пассажиров в одном классе, “Ильюшин” Ил-96-400М сталкивался с постоянными задержками в сертификации и конкуренцией со стороны Airbus A350 и Boeing 777. Устаревшая конструкция, большая часть которой разработана еще во время Советского союза, не вызвала интереса даже у местных авиакомпаний.
В последние десятилетия российские авиакомпании отказались от самолетов советской эпохи за счет обновления своего парка в поисках более современных самолетов западного производства.
Другой ключевой момент отсутствия интереса к Ил 96-400М, в основном со стороны российских эксплуатантов, связан с российско-китайским проектом CR929, который представляет собой двухмоторный самолет с межконтинентальной дальностью полета. По технологии производства, вместимости и затратам на эксплуатацию он приближается к A350 и 787.
В то время как дальность полета у CR929 составляет 12 000 километров, Ил96-400M может пролететь максимум 10 000 километров, при этом расходует гораздо больше топлива.
Единственные выпущенные два Ил-96-400М будут предназначены для Российского специального летного отряда, предназначенного для перевозки правительственных чиновников, в том числе президента.
Андрей Бочкарев