Происшествия в авиации случались с того момента, как были изобретены самолеты, то есть с начала ХХ века. Даже первые авиаторы братья Райт не избежали трагических и курьезных случаев. Но и до них было немало интересных проб и ошибок. Расскажем про некоторые из них.
Неудачливый пассажир
Ситуация с первым летчиком Орвилом Райтом была печальной. Счастливый и гордый своим изобретением, он решил покатать лейтенанта Томаса Селфриджа, и тот стал первым в истории авиации пассажиром. Но эксперимент закончился неудачно. Поднявшись на высоту в 50 метров, самолет обрушился. Воздушное судно сломалось, пилот получил травмы, а лейтенант скончался.
Полотняный самолет
Несмотря на этот случай, братья Райт считаются первыми удачливыми авиаторами. Но до них попытки подняться в воздух и полететь делались многократно. Но не очень успешно. Так, еще в далеком 1857 году офицер морского флота Франции Феликс дю Тамль, устав от шума волн, решил попробовать что-то новенькое. Он создал уникальную машину с крыльями из полотна, которая работала от парового мотора. Разработка длилась двадцать лет. Поседевший, но не сдавшийся изобретатель решил, что, наконец, аппарат можно поднять воздух. Но, к сожалению, первая же попытка провалилась, и морской офицер разбился.
Добавим пропеллеры…
Спустя два года на похожий эксперимент решился инженер Томас Моу из Британии. Конструкция из полотняных крыльев управлялась двумя пропеллерами необычной формы. Машина передвигалась на пару и обладала мощностью в три лошадиных силы. Правда, летать у нее не очень-то получалось. Во время испытаний она бегала по земле вокруг фонтана и на секунды подскакивала в воздух. Зато обошлось без жертв, и на том спасибо.
Судья-романтик
Попытки изобрести самолет делали не только инженеры и конструкторы, но и смелые романтики, далекие от идеального знания физики. Так британский судья Эдвард Паркис Фрост решил «замахнуться на высокое» и создал диковинку куда интереснее предыдущих версий. Аппарат бы снабжен перьями птиц и хлопал крыльями, которых у него было четыре пары. Правда, упрямая машина взлетать не хотела, и ей не помогли даже пять лошадиных сил парового двигателя. Так и «прохлопал» изобретатель премию за заслуги перед Отечеством.
Мультиплан
Значительно превзошел его англичанин Горцио Филлипс. Он создал аппарат, отдаленно напоминающий будущий «кукурузник». В 1893 году машина была представлена публике. Горацио назвал его «мультиплан». Крылья были сделаны из рам, на которые нанизывались узенькие планки, за счет которых возникала подъемная сила. Машина побегала по круговой дорожке и на несколько секунд оторвалась от земли. Изобретатель был счастлив и решил, что все дело в планках. Он увеличил их число в пять раз и рискнул сесть в него сам. Успех был грандиозным: воздушное судно блестяще преодолело расстояние в 150 метров! Однако зрителей это не впечатлило. Поскольку системы управления изобретатель не придумал, то его проект забраковали.
Гигант на рельсах
Более грандиозную машину создал изобретатель пулемета Хаирам Максим. Решив, что ему по плечу более сложные проекты, он соорудил аппарат весом более трех с половиной тонн с двумя пятиметровыми пропеллерами и паровым двигателем мощностью 180 лошадиных сил. Не скупясь, Хаирам, вложил в проект более двадцати тысяч фунтов. Результат выглядел эффектно и напоминал внешним видом воздушного змея. Чтобы разогнать и запустить гиганта, конструктор проложил специальный рельсовый путь. Но эксперимент завершился печально. Пробежав положенное расстояние, бестолковый аппарат поднялся на несколько метров, да тут же и рухнул, разломав рельсы и уничтожив самого себя.
Летающий аэродром
В 1903 году, еще до братьев Райт, американец Самуэль Лэнгли решил попробовать себя в авиаторском деле. Он создал уникальный аппарат и назвал его «аэродром». Возможно, из-за неудачного имени проект потерпел крах. Машина была запущена в недосягаемое небо с катапульты, которая плавала в реке. Но ненадежный предок самолета грустно складывал крылья и нырял в синие волны. Так из трудов профессора ничего и не вышло.
Предок вертолета
Гордый шотландец Гло Дэвидсон решил посвятить свою жизнь авиации. Все свои средства и силы он потратил на создание летного аппарата. По замыслу это был предок вертолета, поскольку планировался вертикальный взлет. Были и винты, причем гигантские, по 120 лопастей. В 1908 году чудо-машина должна была пройти испытания. Она работала на паровом моторе. Взлет произошел, но только не для аппарата: в небо ринулась крышка от взорвавшегося парового котла.
Водный многокрыл
Решив, что паровые двигатели – пережиток прошлого, австрийский конструктор Вильгельм Кросс воспользовался бензиновым, который к тому моменту уже изобрели в Германии. Он создал первый в мире гидроплан, переоборудовав лодку. К водному судну, не мелочась, инженер приладил три пары крыльев по всей длине корпуса. Выбросив пинком паровой котел, Кросс вмонтировал в изобретение ультрасовременный мотор мощностью в тридцать лошадиных сил. Испытания прошли в водохранилище Вены. Кросс разогнался, но не смог вовремя повернуть и врезался в каменистый берег. Машина разлетелась на куски и затонула.
Российский эксперимент
В России попытки создать самолет тоже предпринимались. Так офицер морского флота Александр Можайский в 1882 году разработал свой проект. Летный аппарат по замыслу должен был взлететь за счет паровых машин мощностью десять и двадцать лошадиных сил. Но тяжесть была неподъемной, слишком сложная получилась конструкция, да и пилот весил немало. В итоге машина, едва оторвавшись от земли, вернулась обратно и дальше следовать не захотела.