Первый A320neo с системой FANS-C достался компании easyJet

Компания Airbus поставила easyJet свой первый авиалайнер A320neo, оснащенный аэронавигационной системой будущего – C (FANS-C). В рамках европейской исследовательской программы по управлению воздушным движением SESAR этот самолет, а вскоре и следующие, примут участие в проекте Airbus под названием DIGITS (Demonstration of air traffic management improvements Generated by 4D Initial Trajectory Information Sharing), целью которого является демонстрация решений по передаче параметров прогнозируемой траектории полета в центры управления воздушным движением.

A320neo c авионикой FANS-C

FANS-C позволит авиакомпаниям оптимизировать траектории полета самолетов, увеличить пассажиропоток и упростить выбор наилучших крейсерских скоростей, что приведет к снижению затрат на топливо и уровня шума. В частности, предоставление диспетчерам информации о прогнозируемых траекториях полета облегчит определение порядка воздушных судов на заходе на посадку и в зонах TMA (контролируемые районы аэропорта или узла аэропортов).

Хью МакКоннеллог, директор группы сетевых операций easyJet, сказал: «Мы рады, что стали первой авиакомпанией, получившей авионику Airbus с технологией FANS-C, и убедились в преимуществах этого решения на практике в рамках инициативы SESAR. Исходя из нашего первого опыта эксплуатации, я могу сказать, что эта технология выглядит многообещающе и может стать ключом к повышению производительности, безопасности и пунктуальности в нашей растущей сети соединений, особенно в перегруженном воздушном пространстве Европы».

Жан-Брайс Дюмон, вице-президент по разработкам коммерческих самолетов Airbus, добавил: «Поздравляем easyJet с получением первого самолета Airbus, оборудованного системой FANS-C. Это первый шаг в только что запущенной общеевропейской демонстрации работы информационных технологий в  четырех измерениях запланированных траекторий полетов. Управление этим проектом в рамках инициативы SESAR является для нас предметом гордости. Мы рады, что у нас есть возможность участвовать в мероприятиях, которые отвечают растущим объемам воздушного движения и способствуют повышению безопасности и улучшению состояния окружающей среды за счет внедрения более эффективной системы управления воздушным движением».

С сегодняшнего дня и до середины следующего десятилетия семь авиакомпаний, работающих в Европе (Air France, British Airways, easyJet, Iberia, Novair, Thomas Cook и Wizz Air), которые участвуют в проекте DIGITS, будут постепенно оснащать FANS-C около  100 используемых самолетов семейства А320. Этап технологической демонстрации в очень большом масштабе продлится более года и позволит собрать данные из более чем 20 тысяч рейсов, благодаря которым участники проекта смогут продемонстрировать преимущества этой технологии в своей повседневной деятельности.

С целью подготовки условий для запуска этапа эксплуатации проекта DIGITS и целевого внедрения этой технологии в Европе и остальном мире, в ноябре 2018 года Airbus получил первый в мире сертификат авионики 4D FANS-C для самолета семейства A320. Бортовой FANS-C будет дополнен наземными устройствами управления воздушным движением, для которых разработка будет соответствовать поставщику авиационных навигационных услуг по всей Европе.

FANS-C работает благодаря двум ключевым компонентам: контракту на автоматическое зависимое наблюдение (ADS-C) и обмен данными между контроллером и пилотом (CPDLC, информационный канал диспетчер-пилот). Модуль ADS-C используется для автоматической или по требованию передачи параметров по 3 пространственным измерениям и времени прогнозируемой траектории полета в центры управления воздушным движением, а модуль CPDLC поддерживает цифровую передачу выданных ими команд и утверждений. Преимущества FANS-C включают в себя: более точные планы полета; лучше оптимизированные траекторные расчеты и процессы авторизации; лучшая корректировка траекторий, запланированных управлением движения и авиакомпаниями; лучшее прогнозирование воздушного движения и более точные расчеты спроса на пространство в сети и его доступности.

Внедрение FANS-C в самолеты семейства A320 включает установку новых устройств связи, улучшенную систему управления полетом (FMS) и дисплеи, взаимодействующие с новой авионикой. Изначально FANS-C будет реализован на самолетах семейства A320, а на последующих этапах – на всех других самолетах  группы из Тулузы.

Андрей Бочкарев