Почему с 2015 года никто не хочет покупать Airbus A380?

Почему с 2015 года никто не хочет покупать Airbus A380?

Согласно Википедии, в 2015 году было заказано всего 2 самолета данного типа, а к середине  2016 года – вообще ни одного.


Своим мнением делится Раджан Бхавани – человек, проработавший инженером в компании «F100 aerospace» более 10 лет. С чего бы начать…?

  1. Снаружи лайнер Airbus A380 слишком большой. Большинство аэропортов не проектировались с расчетом на воздушные суда с таким огромным размахом крыльев. Большинству авиалиний это также не по душе – довольно проблематично отправлять подобные самолеты в другие аэропорты по мере того, как со временем меняются полетные маршруты. Когда вы покупаете самолет со сроком эксплуатации в 30 лет, «неспешные» преобразования в индустрии туризма и авиаперевозок определенно приобретают значимость. Просто посмотрите на число авиарейсов в Индию и Китай и сравните эти данные с цифрами, скажем, 1985 года.
  2. Изнутри лайнер Airbus A380 чересчур маленький. Авиакомпании попросту не могут свести концы с концами. Если они размещают достаточно пассажиров для того, чтобы стоимость пассажиро-миль была оптимальной, то тогда в самолете не остается достаточно места для груза, при этом доходы от грузовой авиации Airbus A380 не соответствуют ожиданиям.
  3. Лайнер Airbus A380 недостаточно экономичный. Даже сегодня, когда цены на горючее значительно упали, топливо остается (по крайней мере, пока) самой крупной статьей расходов для любой авиакомпании, и колебания цен на нефть очень сильно сказываются на доходах от авиаперевозок. Когда цены на «черное золото» растут, авиаперевозчики начинают косо смотреть на огромные воздушные суда, пожирающие тонны керосина. Как раз показатель расхода горючего на пассажиро-милю у Airbus A380 очень большой, 777 куда более экономичен.
    Почему с 2015 года никто не хочет покупать Airbus A380?
  4. Графики полетов ограничены. Airbus A380 перевозит очень много пассажиров, поэтому рейсы не отличаются регулярностью. Вы вряд ли услышите об A380, перевозящем людей из одного пункта назначения в другой по несколько раз в день. Это означает меньше рейсов, что, в свою очередь, означает менее гибкие графики перевозок. Иными словами, обычный офисный работник, решивший, скажем, в пятницу вечером уйти с работы на пару часов пораньше и куда-либо слетать, скорей всего, выберет рейс конкурирующей фирмы, поскольку тот самый единственный рейс A380 покинул воздушную гавань еще утром. А о том, что случится, если рейс Airbus A380 будет задержан на продолжительное время, и подумать страшно. Кто оплатит расходы, связанные с тем, что огромное количество пассажиров рейса не успели на свои стыковочные рейсы, и теперь из-за этого им придется ночевать в аэропорту?
  5. Лайнер Airbus A380 слишком «роскошный». Для большинства пассажиров вопрос стоимости билета является ключевым. Удобства и сервис авиаперевозки для них не так важны – пассажир скорее потратит лишние деньги на более дорогой номер, нежели на более дорогой билет. Самолет Airbus A380 создавался не для такого пассажира, поэтому он не подходит для большинства современных авиакомпаний.
  6. Пассажиры предпочитают прямые рейсы. Это одна из немногих вещей, за которые пассажиры готовы переплачивать. Согласитесь, редкий путешественник готов пожертвовать своим комфортом и временем, которое обычно теряется на дублировании регистрации и прохождении проверок безопасности, в угоду более дешевых билетов на стыковочном рейсе. Пункты 1 и 4 говорят нам о том, что Airbus A380 не пригодны для осуществления регулярных рейсов между большинством аэропортов, а значит стыковки и пересадки практически неизбежны.
  7. Airbus недостаточно клиентоориентирован. Боинг куда более внимателен к потребностям своих клиентов, начиная с момента проектирования. Это называется «голос клиента», и в продукции Боинга это отлично просматривается. Если бы Airbus делал то же самое, пунктов 1-6 можно было бы избежать.
  8. Отношение Airbus к инцидентам оставляет желать лучшего. В течение долгого времени я пытался сохранять нейтралитет, поскольку считал, что монополия двух компаний-конкурентов лучше, чем монополия одной компании, однако я так больше не могу… Дело даже не в том, что Airbus менее безопасен, дело в том, что когда я разговариваю с пилотами, имеющими отношение к тому или иному инциденту, я слышу одно и то же из раза в раз: «В Боинге считают, что пилот прав, в Airbus считают, что прав самолет». Чаще всего от Airbus можно услышать фразы вроде «это невозможно» (даже когда это случилось по факту), «гражданская транспортная авиация – и без того отрасль повышенной опасности» или «это не наша проблема/вина и т. д.»… Эта культура и эти машины не ориентированы на пилотов. Когда возникает проблема, я хочу видеть самолет, предназначенный для пилота – самолет, который делает все возможное для того, чтобы пилот получил всю необходимую помощь и информацию, что поможет ему принять верное решение в трудной ситуации.

Почему с 2015 года никто не хочет покупать Airbus A380?Это как Бентли. Как Бентли, который перевозит 15 человек, но вмещает багаж только десятерых из них, и который обладает слишком большими габаритами для обычной парковки, и поэтому водить его по большинству обычных дорог также весьма проблематично…
Никто не удивится, услышав, что такой Бентли продается не так бойко, как внедорожник от Ford.

Прочитайте это перед тем, как начать возражать:

Если вы считаете, что Airbus A380 более просторный, комфортабельный и т д:

  • То, о чем вы говорите, не имеет ничего общего с самой конфигурацией салонов Боинг/Airbus и прочих самолетов. Расположение мест в салоне зависит от прихоти авиакомпаний. Есть Боинги 777, которые также могут похвастаться просторным салоном, а есть A380, в которых простором и не пахнет, как например у «Ryan Air». Там можно встретить расположение кресел по схеме 3–5–3 (см. Картинку).
  • К тому же ваши удобства не имеют прямого отношения к бизнес-решению о покупке сотен воздушных судов для авиакомпании, поскольку вы не являетесь непосредственно клиентом (если только вы не член королевской семьи ОАЭ или не планируете прикупить собственный воздушный флот). Пассажиры – это клиенты клиентов. Предпочтения пассажиров учитываются при разработке средне и долгосрочных приоритетов компании, однако огромное количество исследований и анализов подтверждает тот факт, что пассажиров больше заботит цена за билет, нежели комфорт. Поэтому именно это и становится конечным приоритетом авиакомпаний. Если вы так не считаете, то, значит, ваше мнение противоположно мнению подавляющего большинства пассажиров по всему миру, которые именно так и думают. Трудно оправдать покупку огромного самолета вроде Airbus A380 в условиях, когда большинство пассажиров просто хотят купить билет на рейс за минимально возможную цену.

Почему с 2015 года никто не хочет покупать Airbus A380?Пожалуйста, хватит утверждать, что Airbus A380 «достаточно экономичный» или «стоит немногим больше», поскольку вы ставите ту же пластинку, что когда-то ставили в Airbus.

  • Самолет Airbus A380 эффективен с точки зрения аэродинамики, но в реальном мире его нельзя назвать экономичным, поскольку вы не можете просто накидать пассажиров в кучу в салоне, словно балласт.
  • Бизнес авиация использует такие стандарты как «стоимость летной эксплуатации / пассажиро-миля», «стоимость летной эксплуатации / стоимость пассажиро-места», «доход от грузовых авиаперевозок/пассажиро-миля» и т д. Согласно этим стандартам, Airbus A380 – полный отстой. Ему очень далеко до 777 или 787. Если мы говорим о перевозке пассажиров, то A380 – не экономичен, причем по большинству показателей, применяемых в авиационной экономике.

Почему с 2015 года никто не хочет покупать Airbus A380?

Emirates Airlines заказывали эти самолеты пачками, и это почему-то «говорит мне об обратном».

  • Emirates – это не авиакомпания. Они не ставят целью заработать денег от перевозки людей из пункта А в пункт Б. Emirates – это государственное агентство по туризму, спонсируемое королевской семьей на доходы от продажи нефти. Им платят за то, чтобы они создавали положительный имидж страны (так называемый «международный брендинг»), и чтобы они возили туристов и бизнесменов в Дубай (который по существу представляет собой ближневосточный Лас-Вегас).
  • Цены на нефть в последнее время упали, и Emirates уже находятся на пороге финансового Армагеддона, учитывая их прошлую политику. Они уже отказались от нескольких заказанных ранее A380 и заявили о том, что будут избавляться от «королевского» и первого классов, поскольку эти салоны вечно полупустые. Они также намерены увеличить плотность посадочных мест в попытке сделать полеты своих Airbus A380 прибыльными, потому как пока авиаперевозка на этих «посудинах» – это настоящая финансовая черная дыра, даже для них».

Шошина Ольга Александровна