Брокеры по продаже частных самолетов привыкли к тому, что покупатели надеются найти максимально «беспроблемный» джет и, конечно, множество из них пребывают в иллюзии, что на каждого из потенциальных покупателей приходится по десятку отчаявшихся продавцов. Однако реальность такова, что рынок изменился, а владельцев, которые желают продать судно «любой ценой» стало гораздо меньше. При этом, конечно, на сегодняшний день все еще можно найти выгодные сделки.
Итак, имея все вышеперечисленное в виду, как найти выгодную сделку?
Следите за обновлениями
Вы можете купить частный самолет за 500 000 долларов или меньше, но это не тот случай, когда первый платеж станет последним, поскольку расходы на содержание могут оказаться намного большими, чем вы могли предполагать, особенно, если изначально вы плохо консультировались по вопросу покупки. Например, обязанность обновить бортовую электронику, что необходимо сделать до 2020 года, гарантирует вам дополнительные расходы помимо затрат на обычное обслуживание. Если вы решите проигнорировать требование, джет будет работать очень неэффективно, если вообще сможет летать.
Вот немного информации о предстоящем обновлении. Каждый регулирующий орган делает определенные шаги, и следующий известен как ADS-B (или автоматическое зависимое наблюдение-трансляция). Это требование должно быть реализовано до 1 января 2020 года, и подразумевает оснащение каждого самолета системой связи с центром управления воздушным движением без необходимости делать запросы. Приведение частного самолета в соответствие с требованиями может стоить собственникам от 60 000 до 1,2 млн долларов в зависимости от судна и установленной бортовой электроники. Поэтому, когда вы смотрите на подержанные самолеты, важно знать об этом требовании, а также о любых других возможных расходах на модернизацию или замену ключевых деталей.
Тенденции ценообразования
Кто бы мог подумать несколько лет назад, что частный самолет G450 можно будет купить менее чем за 10 миллионов долларов! А модель Legacy 600 и вовсе будет стоить менее пяти миллионов долларов, то есть меньше, чем CJ4. На самом деле на сегодняшний день рынок изобилует большим количеством выгодных сделок, просто нужно подходить к этому разумно и следовать хорошим советам грамотных специалистов. «Выгодная сделка», о которой вам рассказывает деловой партнер за ужином, может оказаться не такой уж выгодной, как кажется на первый, к тому же непрофессиональный взгляд. Единственное, что объединяет все самолеты, это то, что со временем все они обесцениваются, но опять же, большинство вещей, которые вы покупаете, имеют обыкновение делать это. Недвижимость, золото, ювелирные изделия, антиквариат, предметы искусства, классические автомобили и т.д. в настоящее время являются исключением. Понадобится некоторое время, чтобы увидеть реальную ценность бизнес джета, хотя в случае с моделью Gulfstream G650 было отмечено несколько взлетов цены вскоре после выпуска. Сообщалось о том, что через некоторое время ценник повысился на 10%, хотя справедливости ради стоит заметить, что это был единичный случай с начала мирового финансового кризиса.
Можно ли считать ключевым фактором умение предвидеть, какой самолет больше всего потеряет в цене? Нужно использовать действие магического шара, чтобы понять, когда остановится падение стоимости? Возможно, это будет лайнер самой непопулярной модели? Или те самолеты, которых меньше всего продали за прошедшие несколько месяцев? Ну, все это может помочь, за исключением хрустального магического шара, но реальность такова, что как только началось обесценивание, амортизация оказывает минимальное влияние на стоимость. Так, если положить теорию на график, и внести значение по оси Y и количество лет по оси Х, то сначала можно увидеть крутой рост, который медленно выравнивается, а это означает, что было выбрано судно с верным сроком эксплуатации.
Если возвращаться к примеру G450, то сегодня частный самолет сохраняет около 41% своей первоначальной стоимости, но какого уровня снижения можно ожидать в ближайшие годы? Допустим, джет приобретен в 2006 году, тогда к 2011 г. он потеряет 39% от своей первоначальной стоимости, к 2010 году – 35%, в 2009 году – 35%, в 2008 году – 33%, в 2007 году – 32%. Глядя в будущее, можно ожидать, что лайнер будет в среднем терять по 2%, 3% или 4% ежегодно. Подобный расчет делает покупку этой модели самолета чрезвычайно выгодной сделкой.
Однако не только G450 предложит вам отличную покупную цену и низкий уровень амортизации в последующем – такое ценообразование характерно почти для всех подержанных самолетов. Например, вы можете приобрести пятилетний Challenger 605 примерно за 41% от его первоначальной стоимости, и на ближайшие пять лет, исходя из текущей производительности, вы все равно сохраните 32% стоимости судна.
Если рассматривать более компактные модели, то CJ2 в 2012 году сохранит 60% своей стоимости, тогда как модель 2007 года сохранится на 58%. Более тщательный анализ делает рынок подержанных частных самолетов более привлекательным.
Бизнес джеты Dassault Falcon 7X, которые до выхода 8Х считались самой популярной моделью компании, за пять лет эксплуатации сохраняют 52% стоимости нового судна, в то время как модель 2007 года сохранит 43% – менее 2% амортизации в год! Это очень неплохой показатель, и уж точно лучше того, что вы учли в балансе. Надо признать, что некоторые из этих отклонений выигрывают от повышения цен за предыдущие годы, но, даже если аппетиты производителей будут расти быстрее инфляции, влияние останется относительно низким.
Недавнее исследование JetNet IQ показало, что около 50% потенциальных покупателей новых или подержанных самолетов откладывали свою покупку из-за неопределенности в отношении остаточной (ликвидационной) стоимости. С таким количеством тревожных заголовков вокруг, это, пожалуй, не удивительно, но, вооружившись информацией, представленной выше, вы вполне можете принять более обоснованные решения. Короче говоря, в любое время есть возможность совершить выгодную сделку, и это единственный случай, когда вы фактически можете «купить время».