Права пассажиров в случае задержки или отмены рейсов из-за забастовок

Сентябрь из-за забастовок работников авиакомпаний в Великобритании, Испании и Франции, является тяжелым временем для пассажиров. Каждый, кто купил билет на рейс, выполняемый испанским или британским отделением Ryanair, British Airways или Transavia, должен следить за сообщениями перевозчиков, быть готовым к трудностям, а также помнить о правах пассажиров. Вы можете проверить здесь, имеет ли пассажир право на компенсацию.
Затишье в аэропортах Лондона

Как заявили профсоюзы, в акциях протеста примут участие сотрудники Ryanair (испанские и британские пилоты и бортпроводники Испании), а также французские пилоты, летающие на Transavia. Уже миновали первые два дня пробной забастовки British Airways (BA), которая вызвала отмену почти всех рейсов этого перевозчика. 9-10 сентября в аэропорту Хитроу было отменено 697 рейсов (одна из двух основных баз BA). Забастовка, организованная BALPA (Британской ассоциацией пилотов авиакомпаний), будет повторена 27 сентября. Поскольку этот профсоюз объединяет около 85 процентов всех пилотов BA через две недели мы снова можем ожидать отмены большинства рейсов на этих линиях. Британские пилоты Ryanair, которые принадлежат к тому же профсоюзу, также собираются объявить стачку. В этом случае забастовка состоится 19, 21, 23, 25, 27 и 29 сентября.

Замешательства также возможны (но не точно) во Франции и Испании

Syndicat des Pilots de Ligne (SPL), профсоюз французских пилотов авиалинии Transavia, также планирует забастовку, которая, как ожидается, продлится в течение сентября. Пока что это не вызвало серьезных затруднений  до 5 сентября отменены только 6 рейсов этого перевозчика. Испанские пилоты Ryanair, связанные с SEPLA, объявили забастовки 19, 20, 22, 27 и 29 сентября. С другой стороны, бортпроводники из этой авиакомпании, связанные с USO и SICTPLA, будут протестовать 20, 22, 27 и 29 сентября. Пока что Ryanair не столкнулся с серьезными проблемами, за первые два дня сентября он отменил менее 1 процента регулярных рейсов (забастовка также состоялась 1, 2, 6, 8, 13, 15 сентября).

Несмотря на возможные проблемы, есть одна хорошая новость – практически во всех случаях задержки или отмены рейсов из-за забастовок пассажир имеет право на получение компенсаций.

Забастовка сотрудников авиакомпании, как легальная, так и незаконная, не освобождает перевозчика от его обязательств по Директиве 261/2004. В случае забастовки все пассажиры должны получить компенсацию. Тот факт, что работники бастуют, не означает, что пассажиры должны нести последствия, и сам факт забастовки не исключает права бороться за компенсацию. Авиакомпании обязаны выплатить компенсацию, если информация об отмене была отправлена пассажиру менее чем за 14 дней до вылета.

Понятно, что авиакомпании пытаются ограничить негативные последствия забастовок, которые могут привести к значительным убыткам. По данным перевозчика, первые 5 дней забастовки пилотов SAS в этом году (26-30 апреля) затронули почти 270 000 пассажиров. Это число означает, что общая сумма потенциальной компенсации за отмененные рейсы достигает 76 миллионов евро, что за каждый час забастовки дает сумму 633 389 евро. Вот почему так важно, чтобы пассажиры знали о своих правах.

Что делать в случае забастовки (и менее чем за 14 дней до отлета)?

Будьте в курсе событий. Иногда авиакомпании ведут переговоры с профсоюзами до самого конца. Однако не ждите до последней минуты — чем позже вы примете меры по исправлению положения, тем меньше вариантов вам придется выбрать.

В случае отмены рейса авиакомпании обязаны возместить стоимость купленного билета и предложить альтернативное сообщение.

Часто авиакомпании предлагают ваучер на будущее. Помните, что принятие этой формы возмещения (или любой другой) закрывает путь для возмещения убытков.

Если перевозчик предложил вам альтернативный рейс, сравните время отправления и прибытия с исходным сообщением:

Если информация об отмене была отправлена за 7-14 дней до вылета, и предлагаемый альтернативный рейс отправляется гораздо раньше (минимум 2 часа) или прибывает намного позже (разница не менее 4 часов) от первоначального рейса, то пассажир имеет право запросить компенсацию, даже если он использует альтернативное сообщение.

Если информация об отмене рейса была отправлена менее чем за 7 дней до вылета, и предлагаемый альтернативный рейс отправляется минимум на 1 час раньше или прибывает минимум через 2 часа в отношении первоначального рейса пассажир также имеет право требовать компенсацию, даже если он воспользуется альтернативным сообщением.

Андрей Бочкарев