Проект гибридного самолета Daher достиг очередного этапа развития

Демонстрационный проект технологии гибридных самолетов EcoPulse, разработанный Daher, Safran и Airbus при поддержке Научного совета по гражданской авиации Франции CORAC, успешно прошел первоначальную проверку, которая стала ключевым первым шагом на пути к осуществимости проекта и реализации первого полета, запланированного на 2022 год.
Гибридный самолет EcoPulse
Гибридный самолет EcoPulse

Ожидается, что совместный проект гибридных самолетов Daher, Safran и Airbus с концепцией распределенной силовой установки поможет трансформировать авиационный сектор. EcoPulse, показанный на Парижском авиасалоне 2019, поддерживается правительством Франции, что подтверждается планом восстановления экономики страны, обнародованным в июне. Создавая основу для легких самолетов к концу десятилетия, EcoPulse будет продвигать технологии, снижающие углеродный след будущих авиалайнеров, тем самым способствуя достижению целей декарбонизации авиатранспортного сектора к 2050 году.

После более чем года работы над платформой для легких самолетов, проект Daher достиг ключевой стадии разработки с успешным завершением первоначальной проверки (PDR), которая позволила провести оценку концепции и базовую конфигурацию демонстратора, а также подтвердить уровень безопасности и совместимость гибридной силовой установки с конструкцией самолета.
В настоящее время проект входит в фазу сборки и интеграции с системами, предоставленными Safran и Airbus, которая будет осуществляться на заводе в Daher.
Daher приступит к сборке демонстратора в 2021 году
При подготовке к установке компонентов и систем, летным испытаниям, общему анализу и проверке летной годности компания Daher адаптировала платформу испытательного образца для обеспечения интеграции и совместимости гибридной системы с распределенной силовой установкой на требуемом уровне безопасности.
Успешное завершение первоначальной проверки конструкции  позволяет инженерам Daher начать этап сборки демонстратора на территории компании в Тарбе, Франция, где уже спроектированы и доставлены первые компоненты. Окончательную сборку этого самолета планируется начать в конце 2021 года, а первый полет намечен на 2022 год.
Паскаль Лагерр, технический директор Daher, рассказал: “Работая над этим демонстратором, Daher стремится определить ключевые конструктивные принципы будущего гибридного самолета. Этот проект подтверждает нашу приверженность – как производителя машин общего назначения из семейств Kodiak и TBM – к более эффективной и экологичной авиации. Это отражает участие нашей компании во многих амбициозных совместных исследовательских проектах, направленных на обезуглероживание воздушного движения”.
Safran одобрила конфигурацию электродвигателя
Safran, отвечающая за распределенную гибридную электрическую силовую установку, завершила технический монтаж шести электрических силовых установок EcoPulse. Их основными частями будут электродвигатели ENGINeUS мощностью 50 кВт со встроенной электроникой и запатентованной системой воздушного охлаждения, а также пропеллеры, поставляемые DUC Hélices. Двигатель Safran ENGINeUS будет сертифицирован EASA также, как и газотурбинный двигатель.
Safran также одобрила установочные интерфейсы для других компонентов силовой установки, включая систему управления энергопотреблением, турбогенератор и высоковольтные кабели, которые будут обеспечивать питание двигателей. Первые испытания турбогенератора на проверочном стенде состоялись в 2018 году, и в ближайшее время он пройдет дополнительные тесты.
Следующим шагом Safran станет поставка первого электродвигателя Airbus для испытаний в аэродинамической трубе и ресурсных испытаний в рамках подготовки к квалификации для своего первого полета EcoPulse.
“EcoPulse – это амбициозный проект, и разработка гибридной силовой установки в новой архитектуре самолета – ключевой навык, который мы хотим освоить”, – говорит Стефан Куэй, старший вице-президент Safran и главный технический директор по исследованиям и инновациям. “Потребности в мобильности меняются, и группа отвечает на них с помощью передовых и устойчивых технологий, определенных на первом этапе работы”.
Испытания электродвигателя, воздушного винта и гондолы в аэродинамической трубе Airbus
Завершение первоначального обзора EcoPulse позволяет компании Airbus, которая в настоящее время занимается аэродинамическим моделированием опытного самолета, запланировать начало испытаний в аэродинамической трубе винта в сборе и гондолы двигателя в первом квартале 2021 года. Также будет испытан электродвигатель, поставленный Safran. Результаты испытаний позволят определить рабочие характеристики винта в сочетании с электродвигателем и оценить эффективность процесса охлаждения двигателя.
Помимо испытаний в аэродинамической трубе, Airbus также планирует моделировать аэродинамическое поведение гондолы. “Программа демонстрации EcoPulse, инициированная CORAC при поддержке французского агентства гражданской авиации DGAC является важным элементом в достижении наших амбиций по декарбонизации авиационной отрасли. Это позволит нам изучить, как   можно интегрировать в самолеты будущего распределенную гибридную силовую установку и значительно снизить их воздействие на окружающую среду”, – добавляет Жан-Брис Дюмон, исполнительный вице-президент по проектированию Airbus.
Андрей Бочкарев
Деловая авиация AVIAV TM