Профсоюзы пилотов продолжают воинствовать – осень будет жаркой

После летнего сезона, когда пассажиры в Европе пережили массу неудобств в виде задержек и аннулирования рейсов из-за погоды и забастовок, новый, уже осенний сезон будет не намного лучше.

Профсоюзы продолжают воинствовать в Air France, LOT и Ryanair, руководство которых подписало соглашения с пилотами, однако начались протесты экипажей в пяти странах: Бельгии, Нидерландах, Португалии, Италии и Испании. Профсоюзы грозят устроить работодателю «средневековую осень», уже 28 сентября.

Стремясь заключить мир с ирландскими пилотами, президент Майкл О’Лири отказался от идеи задействовать шесть самолетов, базирующихся в Дублине, в польской чартерной компании Ryanair Sun.

Итальянские пилоты уступили давлению ирландцев. Однако О’Лири так не смог успокоить своих немецких сотрудников. Vereinigung Cockpit (VC) – профессиональная ассоциация пилотов – удивила совет забастовкой, организованной после голосования 11 сентября. В результате уже в полночь 12 сентября были отменены 150 из 400 рейсов в Германию и из Германии. VC – очень опытный профсоюз, закаленный на переговорах с Lufthansa, теперь объявляет, что если пилоты немецких Ryanair не получат лучшие условия работы и оплаты, они будут продолжать бастовать.

В голландской части Air France KLM (AF KLM), где пилоты угрожали серией забастовок в сентябре, руководство согласилось сократить рабочее время, чтобы сотрудники могли больше отдыхать. И не только это – теперь они будут и получать больше за меньшую работу. Пилоты на дальнемагистральных рейсах, являясь элитой каждого перевозчика, будут зарабатывать на 9 процентов больше, на среднемагистральных – на 13 процентов. Как это повлияет на прибыли авиакомпании? «Трудно сказать», – признался генеральный директор Питер Эльберс.

С французами будет совсем нелегко. Они бастовали этой весной и стоимость их протеста была оценена почти в 350 миллионов евро. Теперь профсоюзные активисты, особенно из левых центров CGT и Force Ouvriere, раздражены повышением в голландской части авиакомпании, поскольку им руководство отказывает в повышении зарплаты даже на 5,1 процента.

Работники жалуются, что голландская часть холдинга Air France KLM растет за счет французов, потому что в Нидерландах действуют более низкие налоги. Другое дело, что 95 процентов прибыли группы приходится на Нидерланды. Рентабельность французской части составляет всего 0,3 процента, а голландской – 12 процентов.

Французам также не нравится тот факт, что президентом Air France KLM должен стать канадец, но у голландцев с этим проблем нет. Активисты CGT считают, что он не понимает «специфику французского социального диалога». И они ни в коем случае не могут согласиться с его окладом.

Бенджамин Смит, бывший вице-президент Air Canada, подписал контракт с вознаграждением в 4,5 миллиона евро в год, что в три раза превышает оклад его предшественника. Смит, который имеет репутацию терпеливого переговорщика и ранее добивался согласия в Air Canada, возглавит в Air France KLM в конце сентября, и пока не имел шанса показать, что такое стиль его управления. Но профсоюзные активисты уже не хотят его. Раньше они вынудили к отставке Александра де Жуняка и Жан-Марка Женайяка. Теперь профсоюзы размышляют, не поприветствовать ли нового босса еще одной забастовкой. Решение должно было быть принято в пятницу, 7 сентября, но отложено на несколько дней, поскольку представители профсоюза намерены встретиться с руководством компании в конце этой недели.