Пустые самолеты над Европой и проблемы экологии

Новый вариант коронавируса SARS-CoV-2, Omicron,  эффективно отпугивает людей во всем мире от авиаперелетов, но крупнейшие европейские авиакомпании, опасаясь потерять слоты в аэропортах, до сих пор летают даже с небольшим количеством пассажиров, т.е. почти пустыми самолетами. Такие действия перевозчиков явно противоречат заявленной ранее заботе о климате.

Небо над Старым континентом заполнено почти пустыми реактивными самолетами, загрязняющими окружающую среду. Перевозчики, однако, следуют правилам Европейского Союза, таким образом стараясь сохранить слоты в наиболее важных аэропортах. Только Brussels Airlines будет вынуждена выполнить 3000 таких убыточных операций за зимний сезон, а ее материнская Lufthansa — 18000. Все только для того, чтобы сохранить право на взлет и посадку в некоторых аэропортах.

США отменяют правила, ЕС повышает пороги

Если в отпускной сезон, несмотря на множество отмен рейсов по всему миру, в самолетах было много пассажиров, то остаток зимнего сезона не сулит ничего хорошего из-за распространения Omicron. Несмотря на это, европейские авиакомпании стремятся использовать не менее 50 процентов выделенных им слотов, что гарантирует в соответствии с правилами ЕС сохранение права на взлет и посадку. Федеральное авиационное управление (FAA) США отменило аналогичные правила до 26 марта, обосновав свое решение резким ростом количества заражений COVID-19. Количество слотов ограничено только в нью-йоркских портах JFK и LaGuardia, а также в аэропорту им. Рональда Рейгана в Вашингтоне.

В прошлом месяце Еврокомиссия, рассчитывая на окончание пандемии, даже объявила о повышении в марте до 64 процентов порог использования слотов в крупных аэропортах. Однако теперь Lufthansa, Air France и KLM, крупнейшие перевозчики Старого континента, рассчитывают на большую гибкость в этом вопросе со стороны лиц, принимающих решения из Брюсселя. Единственный вариант — снизить порог, а не повышать его дальше.
«Как авиакомпания мы окажемся в затруднительном положении, отменим ли мы наши рейсы или будем летать полупустыми самолетами. Обе ситуации нежелательны», — заявил национальный перевозчик Нидерландов.

Попытка усилить давление на лиц, принимающих решения, из Брюсселя

В любом случае регуляторам ЕС предстоит непростая работа. С одной стороны, пропагандируемая забота об экологии не позволяет летать пустыми самолетами, а с другой стороны, есть желание обеспечить честную конкуренцию перевозчиков в их усилиях по получению слотов, чтобы они использовались рационально. Пока комиссар ЕС по транспорту Адина Валеан только недавно  признала, что Omicron  представляет угрозу для индустрии туризма. Однако никакие новые правила не были приняты и реализованы.

«Высокий уровень загрязнения, вызванный такими рейсами, полностью противоречит климатическим целям ЕС», — напомнил ответственным за принятие решений в Брюсселе министр транспорта Бельгии Жорж Гилкине. В его резком письме,  направленном руководству авиакомпаний, содержится призыв к европейским коллегам присоединиться к инициативе, направленной на усиление давления на регуляторов ЕС и выработку соответствующих решений.

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM