Qatar Airways и Airbus втянули концерн Boeing в свой скандальный судебный процесс

Qatar Airways (QR, Doha Hamad Int’l) и Airbus продемонстрировали на прошлой неделе в суде свое грязное белье перед Boeing после того, как американский производитель самолетов оказался вовлеченным в неприглядный судебный спор между авиакомпанией и европейским производителем самолетов.

A350-900 авиакомпании Qatar Airways
A350-900 авиакомпании Qatar Airways

Выступая перед судьей Дэвидом Ваксманом в коммерческом отделе Высокого суда Великобритании в пятницу, 14 октября, компания Boeing присутствовала, чтобы выступить против получения Airbus доступа к предварительному контракту B737 MAX между ней и Qatar Airways. В июле 2022 года Qatar Airways заказала двадцать пять самолетов B737-10 с опционом еще на 25 после того, как Airbus в начале года отменил ее заказ на пятьдесят самолетов A321-200N.

Qatar Airways подала в суд на Airbus из-за дефектов лакокрасочной поверхности A350 и повреждения противомолниевой системы самолета. Анализ расписания показывает, что у авиакомпании имеется тридцать четыре A350-900 и девятнадцать A350-1000, однако двадцать два A350-900 и семь A350-1000 припаркованы якобы из-за повреждения поверхности. Qatar Airways прекратила прием любых новых самолетов A350, в свою очередь в сентябре Airbus отменил заказ оставшихся самолетов A350 от Qatar Airways, и некоторые из этих недоставленных самолетов теперь припаркованы в Тулузе-Бланьяк.

Во встречном иске Airbus подала в суд на Qatar Airways, требуя возмещения убытков в размере 220 миллионов долларов США и возврата еще 185 миллионов долларов США, которые она выплатила авиакомпании в виде кредитов для компенсации будущих заказов на самолеты. Эти кредиты были частью первоначальной сделки с A350, которая действует уже более десяти лет.

Airbus теперь настаивает на ответе на вопрос, где эти 185 миллионов долларов США и пошли ли они в соответствии с первоначальным соглашением в заранее согласованные фонды для развития авиационной промышленности Катара. Открыто не высказывается, но потенциально подразумевается возможность того, что некоторые или все кредиты пошли на покупку самолетов MAX. Qatar Airways всегда утверждала, что кредиты были потрачены по назначению.

Через суд Airbus запросил у Qatar Airways ряд документов, в том числе электронные письма генерального директора Qatar Airways Акбара Аль Бейкера и контракт MAX. Суд Великобритании обязал Qatar Airways передать предварительный контракт MAX. Однако на прошлой неделе юристы Boeing возразили против этого решения, заявив, что они предоставят сами соответствующим лицам Airbus доступ к конфиденциальной информации.

“Раскрытие информации о ценах — это динамит”, — сказал Пол Стэнли из Boeing. Судья Ваксман впоследствии постановил, что документы, включая контракт, должны быть разделены на категории с ограничением доступа к документам, содержащим цены на самолеты. Судебное разбирательство по спору между Qatar Airways и Airbus запланировано на июнь 2023 года.

Андрей Бочкарев