Политическая и экономическая блокада, которую объявили страны Персидского залива против Катара, замедлила экспансию Qatar Airways, наиболее динамично развивающейся до недавнего времени авиакомпании Ближнего Востока.
В начале июня 2017 года Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и Саудовская Аравия ввели блокаду Катара, обвинив власти Дохи в финансовой поддержке террористов. По мнению политических аналитиков, речь шла на самом деле о том, чтобы затормозить развитие Катара и не позволить ему доминировать в регионе.
Катар отверг обвинение, тем более, что у оппонентов не было прямых доказательств, но его экономика сильно пострадала «К сожалению блокада изменила нашу операционную модель. Нам пришлось уменьшить число рейсов, выполняемых узкофюзеляжными самолетами и сделать ставку на широкофюзеляжные авиалайнеры, так как маршруты, которые необходимо выполнять, стали длиннее», – сказал глава Qatar Airways Акбар Аль-Бакер. Самолеты Qatar Airways не имеют права входить в воздушное пространство тех стран, которые объявили ему блокаду. Например, самолет, вылетающий из Дохи в Европу, должен после старта лететь на восток, а затем над территорией Ирана развернуться в северо-западном направлении. В свою очередь, выполняя рейс в Азию, воздушные суда направляются точно на восток, а потом меняют направление на юго-восточное.
Необходимость выполнения таких маневров сильно увеличила операционные расходы и время работы экипажей. Qatar сохранил практически все направления, но на некоторых рейсах заменил самолеты на большие. Их наполняемость ниже, но дальность полета выше. Перевозчик, несмотря на возникшие проблемы, не отказался от заказанных ранее самолетов.
Однако блокада заставила его изменить стратегию. Qatar Airways, например, увеличили пропускную способность на маршруте из Дохи в Киев, Прагу, Варшаву и добавили второй рейс. Те направления, которые должны были стать открытыми через 12-15 месяцев, будут запущены значительно раньше. «Обычно при введении нового рейса, мы начинаем продавать на него билеты на 6-8 месяцев раньше. Теперь этот срок значительно сократился, так как мы спешим. Мы не можем позволить себя потерять часть мирового рынка в ситуации, когда нет шансов летать на наших традиционных ближневосточных трассах», – сказал Аль-Бакер на пресс-конференции в Тулузе, по случаю получения новейшего Airbus 350-1000. По его мнению замена прежних сообщений, ранее очень доходных, новыми займет минимум 2-3 года.
В настоящее время авиакомпания готовится произвести перемены в эконом-классе, который и так считается одним из лучших в мире. Qatar Airways продемонстрирует новый салон 7 марта на традиционной туристической ярмарке в Берлине.
Андрей Бочкарев