Раскрыта новая стратегия группы Lufthansa, последовавшая за сменой логотипа

Как и следовало ожидать, глубокие изменения в Группе Lufthansa коснулись не только логотипа и других внешних атрибутов. Они также затронули саму структуру Группы и компаний, входящих в нее.

Глава Lufthansa Карстен Шпор во время презентации нового логотипа


Крупнейшая в Европе авиакомпания была поделена на две группы перевозчиков. Первая – авиакомпании класса «премиум», вторая – лоукостеры. В первую группу вошла сама Lufthansa, швейцарская Swiss и Austrian Airlines. И похоже, что эта группа уже закрыта и будет развиваться исключительно внутри себя, не принимая других. И это у нее успешно получается – одна Lufthansa за январь этого года отметила рост пассажиропотока на 9,8 процента. Вторая группа – бюджетная авиалиния Eurowings и успешно включенная в него Brussels Airlines. Именно Eurowings в будущем может стать платформой для приема в нее других перевозчиков. Хотя бы таких, как Alitalia, нетерпеливо ожидающая инвестора.

«А мы ждем конкретных предложений до того момента, как Alitalia проведет реструктуризацию», – сказал глава Группы LH Карстен Шпор во время торжеств по поводу изменения логотипа в минувшую среду, 7 февраля. При этом Шпор совсем не скрывал, что с приобретением итальянского банкрота он спешить не будет. «О том, что Air Berlin обанкротится, я знал еще в 2016-м. А потом мне пришлось удивиться два раза: первый – потому, что авиакомпания так долго продержалась, а второй – с какой скоростью она отменила рейсы», – рассказал Шпор. Его компания хорошо выиграла от банкротства немецкого конкурента. Она получила от него не только слоты (время для взлета и посадки) в ведущих европейских аэропортах, но и большую часть самолетов Air Berlin.

Значит ли это, что Lufthansa обводит взором все вокруг в ожидании новых поглощений? «Мы терпеливы и, кроме того, у нас полно работы в связи с принятием флота и части сотрудников Air Berlin», – сказал Карстен Шпор. Уже давно ходят упорные слухи о возможном поглощении словенской авиакомпании Adria, хорватской Croatia, скандинавского SAS, и даже польской LOT.

Но стратегия Шпора не всегда нравится приобретенным им авиакомпаниям. Глава Brussels Airlines Бернар Гюстан считал, что поскольку руководимый им перевозчик располагает базой в Брюсселе, являющейся столицей Европейского союза, и обслуживает большей частью деловых людей, то ему подобает находиться в группе «премиум».
Шпор, однако, был другого мнения. А такой образ мышления и сопротивление центру стило Гюстану кресла главы бельгийской авиакомпании, которое он покинет 1 апреля. Днем ранее свой пост покинет заместитель главы Brussels Airlines по финансовым вопросам Жан Де Раеймакер. Они будут заменены соответственно на Кристину Форестер и Тибо Демулина. После них уйдут еще два члена правления.

Lufthansa получила полный контроль над компанией SN Airholding, владельцем Brussels Airlines, в начале 2016. Тогда предполагалось, что ее интеграция произойдет очень быстро. Однако она была прервана террористическим актом в аэропорту Брюсселя в марте того же года, а затем разорением Air Berlin, что стало причиной сильной занятости как правления, так и самого Шпора на протяжении практически всего 2017 года. Тогда же и оказалось, что финансовые результаты SN Brussels за прошлый годы вызывают одно разочарование. В том смысле, что хотя и была прибыль, но значительно меньше ожидаемой, в то время как другие четыре перевозчика Группы просто поразили своими достижениями.

Такой расклад стал причиной сильного давления на правление бельгийской компании с тем, чтобы она приняла модель Eurowings. Пока она по существу является гибридной (традиционной и бюджетной). У нее имеется сильная европейская сеть, поскольку спрос на рейсы в и из Брюсселя постоянно растет. Кроме того, благодаря исторической связи с бывшими колониями, у Brussels Airlines есть несколько рейсов в Африку. Гюстан считал, что именно поэтому авиакомпании совершенно не подходит бизнес-модель low-cost, хотя, как известно, бюджетный Eurowings уже последовательно и упорно создает сеть дальнемагистрального сообщения.

Так как еще раньше Lufthansa уже отказалась от названия одной авиакомпании – Germanings, которой уже фактические не существует, появились слухи, что Карстен Шпор меняя правление, хочет раз и навсегда избавиться от хлопот вместе с руководством Brussels Airlines, а вслед за ним исчезнет также название бельгийского перевозчика. Однако, этого не случится. «Мы решили сохранить название Brussels Airlines, так как это – сильная марка», – сказал Шпор.

Однако, отвечая на вопрос о планах касательно флота этой компании, он признал, что часть ее самолетов будут летать в фирменной раскраске Eurowings, которая пока только создает свое имя. И в общем она не будет типовой бюджетной авиакомпанией. На дальнемагистральных рейсах у нее будет салон бизнес-класса с раскладываемыми сидениями. Для Brussels Airlines в планах также имеются дальнемагистральные рейсы, правда выполняться они будут не и Брюсселя, как это хотелось прежнему руководству, а с главной базы Eurowings в Дюссельдорфе.

А в это самое время «группа премиум-класса» в Lufthansa также ищет дополнительные финансовые источники и весьма нетипичными для такого класса методами. Так, если после 20 февраля клиенты приобретут билет в Lufthansa, Swiss, либо Austrian Airlines на рейс с вылетом после 7 марта и захотят выбрать себе место у иллюминатора, при аварийном выходе с дополнительным местом для ног, либо в передней части салона, то за каждый этап полета (если он с пересадками) должны будут заплатить от 30 до 50 евро. Пока от таких доплат освобождены владельцы статуса Honorable Circle и Senator в программе Miles&More.

Андрей Бочкарев