Разработан новый материал для защиты самолетов от молний

Каждый рейсовый самолет по статистике 1-2 раза в год подвергается удару молнии, и хотя современные решения практически полностью исключают ущерб для здоровья и жизни пассажиров, ученые работают над новым материалом для внешних элементов обшивки самолетов – более легким, дешевым и токопроводящим.

simsek - Разработан новый материал для защиты самолетов от молний

Попадание молнии в воздушное судно

На такой инновационный материал, минимизирующий последствия удара молнии, уже подана заявка в патентное бюро. Коммерческое использование может начаться в течение нескольких лет.

Как рассказал корреспонденту портала aviav.ru руководитель работ над новым материалом доктор т.н. Анджей Катунин из Политехнического университета в Гливице, речь идет об абсолютно органическом материале, не содержащем металлов, являющимся смесью полимеров, проводящих электрический ток.

«Чтобы получить хорошие механические свойства, а также сохранить электропроводность, мы соединили между собой токопроводящий и диэлектрический полимеры с хорошими механическими свойствами. Мы сделали также ряд компьютерных моделирований, которые позволили нам получить нужные пропорции таких материалов, чтобы в результате получился прочный, долговечный и электропроводный материал», — объяснил он.

Исследования для получения нового материала идут уже несколько лет. На сегодняшний момент ученым удалось синтезировать полимер в рамках начатого ранее проекта, финансируемого из специальных частных фондов.

«На следующем этапе мы своими силами закончили эту разработку, а именно соединили его с углеволокном для получения нужной прочности. Мы немного модифицировали химический состав этого материала и уже в этом году подали заявку на патент», — продолжил Катунин.
Он также добавил, что материал прошел все испытания на прочность, электропроводность, в том числе, высокими напряжениями, когда его подвергли ударам искусственных молний. Они показали, что новый пластик не концентрирует в себе полученную от молнии энергию, а равномерно ее распределяет по себе.

«Все тесты показали, что наша идея была верной и мы идем на пути развития к применению этого вещества для практического использования в качестве защиты от молний, а также для электромагнетического экранирования (речь идет о безопасности воздушного судна во время взлета и посадки в аэропортах с высокой напряженностью электрического поля – примеч. aviav.ru). Мы движемся в направлении коммерческого применения этого решения, увеличении его технологической готовности и возможно, если нам повезет, введении его на рынок», — выразил надежду ученый.

Он добавил, что выход на авиационный рынок является крайне трудным и связан с выполнением очень строгих норм. В то же время ученый успокоил пассажиров, отметив, что попадание молнии чрезвычайно маловероятно и по статистике происходит 1-2 раза в год на один самолет, при этом современные воздушные суда достаточно хороши защищены от последствий. По его словам, последняя авиакатастрофа, вызванная ударом молнии, произошла из-за взрыва топливного бака и имела место в 60-х годах прошлого века.

Несмотря на это, потребность в новых решениях остается высокой с тем, чтобы окончательно исключить трагические последствия, хотя и маловероятные. Особенно, если учитывать последнюю тенденцию к применению в авиастроительстве диэлектрических композитов. Катунин рассказал, что в данный момент применяются металлические сетки в пластиковых элементах обшивки. По его словам, это не слишком оптимальное решение, т.к. технология введения сетки в углепластик оказывается достаточно затратной и утяжеляет конструкцию. Кроме того, после каждого удара молнии она требует дорогостоящего ремонта.

Как рассказал Катунин, над альтернативными решениями работают многие коллективы в Европе, США и Японии, но у его команды есть все шансы создать самый конкурентноспособный продукт.