Рекомендации пилотам бизнес-джетов при попадании в спутную струю

В конце июня этого года Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) опубликовало бюллетень SIB 2017-10, который призван напомнить пилотам и диспетчерам воздушного движения об угрозах, связанных с попаданием в турбулентность в аэродинамическом следе на больших высотах. Дополнительно EASA напомнила об обязательных мерах, которые могут помочь пилотам во время возникновения таких ситуаций.

Рекомендации пилотам бизнес-джетов при попадании в спутную струю

Направление спутных струй от больших авиалайнеров

Бюллетень был опубликован в следствие опасного инцидента, который имел место 7 января 2017 года, когда реактивный самолет бизнес-класса Bombardier Challenger 604 во время полета на эшелоне FL340 над Аравийским морем попал в аэродинамический след авиалайнера A388 авиакомпании Emirates. Airbus пролетел над бизнес-джетом в противоположном направлении на высоте FL350. В результате этого события меньший самолет был вынужден справляться резкой потерей высоты и захваченный вихрем сделал несколько оборотов вокруг своей оси. Нагрузки, которым подверглась конструкция Bombardier Challenger 604 значительно превысила допустимые сертификационные пределы.

К счастью пилотам бизнес-джета удалось вывести машину из опасной зоны, развернуться и совершить аварийную посадку в аэропорт Мускат в Омане, откуда он вылетел. После приземления оказалось, что Bombardier получил значительные повреждения, исключающие возможность его дальнейшей эксплуатации, а находящиеся на борту – ранения различной степени тяжести. A380 без проблем продолжил свой полет и успешно приземлился в Сиднее.

EASA напоминает, что каждый самолет в полете создает завихрения, которые зарождаются в его аэродинамическом следе. Турбуленция состоит из пары спутных струй вращающихся в противоположных направлениях. Они могут сохраняться в воздухе в течение несколько минут после пролета самолета, а затем естественным образом затихать. Их поведение во многом зависит как от ветра, так и от других атмосферных условий.

В соответствии с документом, вероятность попадания в спутную струю, произведенную другим самолетом достаточно мала, тем не менее нельзя полностью исключать такой ситуации. Наиболее вероятно образование спутной струи в полете тяжелых самолетов, например, Airbus 380, Airbus 340 или Boeing 747.

EASA подчеркивает, что вместе с заинтересованными сторонами, Агентство проводит постоянный мониторинг угроз, связанных с попаданием в спутную струю и оперативно информирует авиационное сообщество о соответствующих мерах по предотвращению негативных последствий.

Например, пилотам рекомендовано при попадании в турбулентный поток от другого самолета не делать резких и глубоких движений органами управления. Кроме того, указывается, что целенаправленное выключение автопилота может значительно затруднить вывод самолета из возникшей опасной ситуации. В подавляющем числе случаев автопилот облегчает возврат воздушного судна в исходное положение. Дополнительно, как сообщает портал aircargonews.ru, диспетчеры воздушного движения во всем мире были проинструктированы обращать особое внимание на ситуации, когда A380-800 совершает полеты над другими самолетами.