EASA сертифицировала новую модель SSJ100

Российская авиация исчезает в Бермудском треугольнике

Несмотря на браваду, которая продолжается в российских прогосударственных СМИ, произошло то, о чем предупреждали эксперты нашей компании – паралич российской авиационной отрасли.

Мы уже писали, что российские перевозчики в основном используют арендованные у иностранных лизингодателей  воздушные суда, за редким исключением. У некоторых авиакомпаний имеются самолеты полученные от государственной компании ВТБ-лизинг, являющейся дочкой банка ВТБ.

После военного вторжения российской армии в Украину, лизингодатели начали отзывать в первую очередь самолеты украинских авиакомпаний, так как существовал реальный риск их повреждения в ходе боевых действий. Введение санкций против России заставило их применить подобные меры и в отношении российских авиакомпаний. Но уже по совершенно другим причинам. Причем этот процесс в отличие от ситуации с украинскими перевозчиками оказался безвозвратным.

Причин здесь несколько и в основном они экономические, политика и т.н. русофобия здесь на втором месте. Ведение полномасштабной войны в Европе, а тем более страной, находящейся под санкциями, ставит под вопрос платежеспособность перевозчиков. В этой ситуации отзыв самолетов – единственный выход, хотя и болезненный, но соответствующий принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клок».

Особенно учитывая то, что все производители отказали в поставках   не только самих самолетов, но и  запасных частей и сервисном обслуживании, это создавало значительный риск того, что в случае неисправностей  останутся на территории России навсегда. Тогда лизинговые компании не получили бы вообще ничего. Даже рублей, которыми теперь российские власти грозят выплачивать долги.

В связи с этим совершенно логичным выглядит решение властей Бермудских островов аннулировать сертификаты летной годности самолетов, используемых российскими авиакомпаниями, но зарегистрированными в реестре этой заморской территории.  Можно сколько угодно рвать на себе волосы и выкрикивать проклятия в адрес Великобритании, которая, якобы надавила на власти Бермудов. Но здесь четко прослеживается принцип «ничего личного, только бизнес». Авиационные власти Бермудов просто лишились возможности контролировать состояние воздушных судов, а значит и подтверждать сертификаты летной годности.

Эта  мера затронула  практически все крупные авиакомпании России, использующих арендованные и приобретенные самолеты моделей Airbus, Boeing, Embraer. Всего почти 800 бортов, т.е. большую часть парка всех самолетов, летающих в России.

Перерегистрация  воздушных судов в российский реестр – сомнительное решение. Для этого требуется согласие арендодателя, а их позиция уже однозначна – самолеты нужно вернуть.  Частные авиакомпании  судя по всему готовы на такой шаг, чтобы окончательно не портить себе репутацию  в деловом мире в частности и в ире вообще.

Другая позиция у большинства российских чиновников и особо отчаянных политиков, для которых  понятия «репутация» – пустой звук с непонятным значение. Они предлагают  провести национализацию. Такая мера действительно позволит  перевести регистрацию в российском  реестре и выдавать российский сертификат летной годности. С ним некоторое время они смогут летать по России и в некоторых зарубежных странах, которые не ввели санкции, если еще таковые остались. А что дальше?  Захотят ли российские страховщики связываться с практически украденными самолетами с невнятным сертификатом летной годности и без перспектив надлежащего обслуживания, а если захотят, то по каким ставкам? Кто будет обслуживать и где брать запасные части?

Возникает еще один вопрос  – как будут распределяться национализированные (конфискованные, украденные – кому как нравится) воздушные суда среди частных перевозчиков?  Появляется новая коррупционная составляющая и без того несчастной стране.

Андрей Бочкарев