Согласно документу, полученному нашей редакцией, пять российских авиакомпаний вернули иностранным лизингодателям 31 арендованный самолет, несмотря на то, что Москва приняла закон, позволяющий российским перевозчикам конфисковывать воздушные суда в ответ на санкции, введенные западными странами.Вторжение России в Украину поставило перед мировой авиационной отраслью новые вызовы. Для перевозчиков из Европы, Канады, США и других стран, на которые распространяются санкции, это означает запрет на полеты в Россию или над ней. Для авиакомпаний в России это означает практически полное отсутствие рейсов в Европу. Тем не менее впереди у российских авиакомпаний еще больше вызовов.
Международные лизингодатели потребовали вернуть им самолеты, которые эксплуатировались российскими перевозчиками. Это произошло потому, что эти лизингодатели могли продлить контракты с этими российскими перевозчиками. Вскоре после этого авиационные регуляторы Бермудских островов и Ирландии отозвали сертификаты летной годности самолета. Страховщики также расторгли договоры страхования самолетов.
Западные санкции запретили России приобретать новые самолеты, а также покупать запчасти и обслуживать старые самолеты. Лизинговые компании обратились к российским перевозчикам с просьбой вернуть самолеты, взятые в лизинг российскими авиакомпаниями, что грозило остановкой авиасообщения внутри Федерации.
Согласно более ранним заявлениям российских официальных лиц, в общей сложности 78 самолетов, ранее принадлежавших российским авиакомпаниям, были либо арестованы, либо возвращены лизингодателям. Согласно документу российского авиационного органа “Росавиации”, поступившему в ведомство, многие российские авиакомпании сосредоточились на чартерных рейсах, в том числе Azur Air, iFly, Nordwind, Pegas Fly и Royal Flight оставили свои самолеты за пределами России. Всего был возвращен 31 самолет.
«Самолеты некоторых иностранных зарегистрированных операторов в настоящее время находятся в зарубежных аэропортах, в том числе в Турции, для передачи арендодателям под предлогом технического обслуживания», — говорится в документе Росавиации от 9 марта.
В документе не содержалось никаких подробностей относительно того, почему пять компаний решили отправить арендованный флот за пределами России. «Судьба арестованных самолетов за границей нам неизвестна», — заявил представитель Nordwind в письменном ответе нашей редакции, отказавшись от дальнейших комментариев. Перевозчики Azur Air, iFly, Pegas Fly и Royal Flight не ответили на запросы о комментариях по этому поводу.
Сайт отслеживания самолетов Planespotters сообщает, что в общей сложности 31 самолет, эксплуатируемый Azur Air, Nordwind, Royal Flight, iFly и Pegas Fly, не вернулся в Россию после 27 февраля. Машины расположены в Турции, Европе, США и на Ближнем Востоке.
Министр транспорта России Виталий Савельев подсчитал, что около 400 самолетов, арендованных у иностранных компаний, остались в России, а еще 78 были конфискованы за пределами этой страны. Некоторые ведущие российские авиакомпании, включая государственную авиакомпанию «Аэрофлот», открыли в отечественных банках специальные рублевые счета для зачисления денег за арендованные самолеты, и лизингодатели смогут потребовать эти деньги после снятия санкций, сообщила газета «Ведомости» в прошлую среду со ссылкой на источники в авиакомпаниях.
Андрей Бочкарев