После того, как летом стартовало производство деталей, российско-китайский широкофюзеляжный самолёт CR929 начал свой долгий путь к сертификации. Проект, реализуемый российско-китайской компанией CRAIC, предусматривает, что сборка машин будет осуществляться в Шанхае. Многое изменилось с момента основания этого совместного предприятия в 2017 году. Санитарный кризис, похолодание в отношениях между Западом и Востоком, сложности в проектировании. Всё это привело к продлению сроков строительства.
Партнеры перенесли первый полет CR929 с 2023 на 2025 год. Но даже этот двухлетний срок кажется нереальным без воли и силы Запада. Ни Россия, ни КНР пока ещё не разработали подходящего двигателя с требуемым классом тяги в 77 тыс. фунтов.
Китайский проект AECC CJ-2000, предусматривающий строительство такого двигателя с использованием украинский технологий, потерпел неудачу после того, как в Киеве запретили ранее согласованную продажу китайскому инвестору предприятия «Мотор-Сич».
Что касается России, то у неё дела идут лучше. Она добилась определенных успехов в создании и испытании турбовентиляторного двигателя ПД-35. Генеральный директор и генеральный конструктор компании ОАО «Авиадвигатель» Александр Иноземцев надеется завершить разработку ПД-35 в 2025 году и запустить его в серийное производство в 2028 году. Это на пять лет позже ранее запланированного срока сдачи в эксплуатацию CR929.
Если власти США запретят General Electric поставку двигатели GEnx-1B76, а власти Великобритания вынесут аналогичный запрет в отношении двигателей Trent 1000 компании Rolls-Royce, то дальнейшие задержки в строительстве CR929 будут просто неизбежны. Это нанесет серьезный удар по проекту, в который Россия и КНР обязались инвестировать 20 млрд. долларов на НИОКР, подготовку производства и послепродажное обслуживание.
Разработчики прогнозируют, что в течение 20 лет спрос на самолеты класса CR929 со стороны китайских авиакомпаний составит 1. 200 машин, а со стороны российских перевозчиков – от 50 до 120 машин. CRAIC надеется совершить не менее 800 продаж в течение двадцати лет при условии, что поставки начнутся в 2026 или 2027 году, а коммерческая эксплуатация – в 2028 или 2029 году.
Председатель Правительства России Михаил Мишустин заявил, что будет выделено дополнительно 44.6 млрд. рублей (583 млн. долларов США) на разработку ПД-35 в 2022 году. Это решение было принято в декабре после успешного старта испытаний экспериментального газогенератора двигателя. После первоначальных испытаний, которые длились около шести месяцев и завершились в октябре прошлого года, демонстратор газогенератора ПД-35 был перемещён в Центральный институт авиационного моторостроения. Инженеры поместили его на испытательный стенд, подающий нагретый воздушный поток, аналогичный тому, который создается вентилятором и компрессором низкого давления.
Параллельно в отрасли началось производство экспериментальных образцов основных деталей из современных композитных материалов, включая лопасти вентилятора, с использованием технологий «prepeg» и 3D.
ОАО «Авиадвигатель» надеется завершить разработку формы лопастей для PD-35 в конце этого года. Об этом сообщает первый заместитель директора корпорации «Иркут» Анатолий Гайданский.
В ноябре он сообщил, что российская компания «Аэрокомпозит» начала производство образцов композитных деталей для планера самолета CR929. Этот этап последовал вслед за публикацией в сентябре прошлого года Плана развития гражданской авиации КНР на 2021 – 2025 годы, в котором говорится о начале работ по сборке первого опытного образца CR929.
Этим летом российское правительство рассчитывает принять решение о планах дальнейшего развития ПД-35. Базовый вариант этого двигателя оснащен вентилятором диаметром 3,1 метра, весит 8 тонн и развивает тягу около 77 тыс. фунтов. Он станет основой для семейства двигателей с тягой в диапазоне от 53 тыс. до 110 тыс. фунтов. Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил, что решение будет зависеть от того, какие проекты новых отечественных грузовых и военных самолетов будут реализованы. В частности, министерству обороны еще предстоит решить некоторые вопросы, связанные с перспективным авиационным комплексом военно-транспортной авиации, который должен стать преемником грузового самолета Ан-124 «Руслан». «Мы реализуем программу НИОКР по ПД-35 с 2018 года», – сказал Денис Мантуров. Планируется, что первоначальные испытания газогенераторного двигателя завершаться в 2022 году, а в 2023 году будет определена его окончательная конфигурация. В зависимости от полученных характеристик российское правительство примет решение о дальнейшей судьбе этого семейства двигателей.
Денис Мантуров надеется, что базовый ПД-35 станет предпочтительным двигателем для будущих эксплуатантов CR929, но при этом намекает, что решения по семейству двигателей могут повлиять на российско-китайскую программу несколькими способами. Базовая модель самолета CR929-600 весит 540 тыс. фунтов и перевозит 280 пассажиров на расстояние 6.480 морских миль. Ради этих показателей конструкторы оптимизировали ПД-35. Он также подходит для потенциальной двухдвигательной версии Ил-96, который продолжает выпускаться по государственному заказу. В то же время CRAIC озвучила планы по созданию уменьшенного CR929-500 на 230 пассажиров и увеличенного CR929-700 на 320 пассажиров. Но их существование зависит от предстоящего решения по двигателям.
Амбициозная и далеко идущая программа CR929 важна для Москвы и Пекина, поскольку обе страны стремятся к технологической независимости от западных стран. В 2014 году Владимир Путин и Си Цзиньпин присутствовали на церемонии подписания соглашения между ОАК и Comac о сотрудничестве в области строительства будущего широкофюзеляжного самолета. Оба лидера могут мириться с задержками в реализации проекта, но не с неудачей.