Международные следователи наместе катастрофы MH17

Рвение военных как фактор гибели гражданских воздушных судов

Сообщения о возможной гибели Боинга-737-800, принадлежащего МАУ, от случайного пуска ракеты иранской ПВО пока являются лишь гипотезой, хотя она все больше подтверждается документально. Однако в любом случае она напомнила болезненные факты о том, что пересечение желания людей путешествовать в небе с военными действиями не раз приводило к ужасным ошибкам и трагическим последствиям.
В этой статье мы не будем рассматривать террористические акты 11 сентября 2001 года, ливийскую атаку на Локерби или уничтожение самолета авиакомпании Lionair тамильскими боевиками. Подобных инцидентов было много, но все они были результатом преднамеренных действий. Мы же рассмотрим те катастрофы, которые были вызваны лавиной неблагоприятных обстоятельств, связанных с международными конфликтами или подготовкой армии к военным операциям.

В каждом описанном случае военные сбили самолет намеренно или совершенно случайно. В каждом из них позже они пришли к выводу, что это действие было ненужным или необдуманным. В каждом мы имеем дело с человеческой трагедией и десятками и даже сотнями  жертв среди ни в чем неповинных людей.

Давно известная проблема

Второй мировой конфликт 1939-1945 годов также приводил к гибели гражданских машин. Тем не менее, это был период гораздо более крупных трагедий и мало кого волновало, например, трудное для понимания из-за своей бессмысленности уничтожение финского гражданского борта Ju-52 советскими самолетами. Машина, летевшая из нейтрального на тот момент Таллина, в июне 1940 года была разнесена на куски из крупнокалиберных пулеметов с дальних истребителей ДВ-3.

Точно так же никто особо поднимал шума из-за британского DC-3, принадлежащего British Overseas Airways Corporation, который вылетел нейтральной Португалии в июне 1943 года. Однако он не добрался до островов, потому что над  Бискайском заливом встретился восьмью немецкими Ju-88. Через мгновение семнадцать человек нашли могилу на дне океана. Среди них была и Лесли Ховард, наиболее известная ролью Эшли Уилкс в фильме «Унесенные ветром». Все это, вероятно, было результатом того, что немцы просто перепутали гражданское воздушное судно с бомбардировщиком. Немецкий командир, осознавший ошибку в распознавании машины, попытался остановить атаку. Но было уже поздно.

Это были не единственные события такого рода, вызванные Второй мировой войной. К сожалению, ее конец, призванный принести мир во всем мире, быстро превратился в так называемую холодную война. И это, как и та горячая война, принесла с собой жертвы. В том числе и среди гражданских пассажиров, которые волей судьбы оказались не в том месте и в не то время.

Слишком горячие головы в армейских фуражках

Известная до сегодняшнего дня авиакомпания Cathay Pacific, основанная в 1946 году, первоначально выполняла рейсы из Шанхая. Однако вскоре она переехала в Гонконг и начала летать оттуда между тогдашней британской колонией, Манилой, Сингапуром и Шанхаем. В июле 1954 года на маршруте, ведущем к последнему из этих городов, произошла трагедия, которая унесла жизни десяти человек. Девять чудесным образом выжили.

ВВС США SA-16 спасают выживших с машины Cathay Pacific
ВВС США SA-16 спасают выживших с машины Cathay Pacific

За полчаса до запланированной посадки DC-4 отклонился от курса и оказался за пределами выделенного воздушного коридора. Истребители Ла-11, принадлежащие Китайской Народной Республике и патрулирующие этот район, безжалостно его расстреляли. Затем китайские военные объяснили, что самолет был принят за бомбардировщик, принадлежащий гоминьдановским силам. Действительно, Douglas DC-3 и Douglas DC-4 имели свои военные версии, и было нетрудно ошибиться.

Год спустя военные самолеты привели к гибели пассажиров гражданских авиалайнеров уже в Европе. L-149 Constellation, принадлежащей израильскому перевозчику «Эль-Аль», летящий по маршруту Лондон — Тель-Авив, уже совершил остановку в Стамбуле и направлялся к следующей точке маршрута — Вене. Однако он не достиг австрийской столицы. Штормовой фронт заставил пилотов отклониться от маршрута. Инструменты должным образом не работали, и экипаж был уверен, что воздушное судно находится над Югославией. К сожалению, они зашли 60 километров вглубь болгарского воздушного пространства.

Холодная война способствовала принятию военными быстрых, не обязательно взвешенных решений. Болгары быстро подняли два своих истребителя МиГ-15, которые обстреляли иностранный самолет из пушек и ракет. Спустя годы София призналась, что решение сбить самолет с 58 людьми на борту было неправильным и выплатила компенсацию семьям погибших.

На Западе без перемен

Неправильные решения не были особенностью только одной стороны конфликта. До прошлого года официальной причиной катастрофы Air France Sud Aviation Caravelle, первого французского пассажирского самолета, упавшего недалеко от Канн в сентябре 1968 года, считался пожар в задней части фюзеляжа. Только в 2019 году версия о сигаретном окурке, оставленном в туалете, который якобы мог стать причиной трагедии, была окончательно опровергнута. Это произошло благодаря раскрытию в 2011 году отчета, сделанного сразу после катастрофы. В нем содержатся показания военнослужащего, который признал, что в самолет французских авиалиний попала ракета,  испытываема в то время. Ракета, хотя она была без боеголовки, после попадания в машину, стала причиной ее пожара. Это привело к катастрофе, унесшей жизни 95 человек.

Аналогичная история произошла с McDonnell Douglas DC-9 итальянской линии Aerolinee Itavia. В июне 1980 года машина в Тирренском море рухнула с высоты 7300 метров. Все находившиеся на борту погибли. Всего из было 81 человек. Хотя мы до сих пор не знаем официальной причины катастрофы, в 2013 году Верховный суд Итальянской Республики объявил, что есть «неопровержимые доказательства того, что рейс № 870 был случайно сбит зенитной ракетой». В начале июня 1980 года в районе, где произошла катастрофа, продолжались учения ВВС нескольких стран НАТО.

Авиалайнеру Boeing 727 вылетевшему в феврале 1973 года из Триполи в Каир, повезло немного больше. Воздушное судно авиакомпании Libyan Airlines влетело в израильское воздушное пространство в результате ряда неудачных маневров. Опять же, решение было принято быстрее, чем предполагалось. Два Fantom F-4 с шестиконечной темно-синей звездой поднялись в воздух, чтобы перехватить нарушителя. Военные летчики пытались связаться с коллегами из пассажирского самолета. Когда это не удалось, серия очередей бортовых пушек повредила Boeing и вынудила ливийцев совершить вынужденную посадку. Она было настолько жесткой, что ее пережили всего пять человек. Сто восемь  нет.

Израильский солдат охраняет обломки ливийского самолета
Израильский солдат охраняет обломки ливийского самолета

И в этом случае, проанализировав ход события, сторона, которая сбила гражданскую машину, обнаружила, что это произошло в результате неверной оценки ситуации.

Boeing 747-200A, принадлежащий Korean Air, 1 сентября 1983 года вылетел из Анкориджа, Аляска, в Сеул. Из-за навигационных ошибок машина, перевозившая 269 человек, вошла в советское воздушное пространство. Советское командование посчитало, что на радаре оно увидело американский военный разведывательный самолет-разведчик Boeing RC-135, который в то время неоднократно появлялся в том же регионе. Американские самолеты-разведчики часто следовали маршрутам, используемым пассажирскими самолетами. По тревоге в воздух были подняты Су-15.

Слишком быстрое решение выпустить ракеты в направлении неопознанного объекта привело к трагедии, которая потрясла весь мир. Инцидент был встречен резолюцией Совета Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в которой все страны-члены решительно осудили уничтожение самолета с почти тремя сотнями человек на борту. В 1984 году был принят Монреальский протокол, который внес поправки в Конвенцию о международной гражданской авиации. В нем заявлялось, что следует воздерживаться от применения оружия против гражданских воздушных судов в полете и что в случае перехвата не следует подвергать риску жизнь находящихся на борту людей и безопасность воздушного судна.

Уже 1988 году новые правила столкнулись с реалиями. Утром 3 июля A300 из Iran Air вылетел из южного Ирана в Дубай. Рейс был коммерческим, поэтому он не был включен в регулярную сеть сообщений. Ни это, ни ошибочное опознание экипажем американского крейсера обнаруженного радаром самолета как F-14 Tomcat, ни неудачные попытки установить связь с приближающейся машиной, не оправдывают того факта, что иранский авиалайнер был сбит в иранском воздушном пространстве американским военным самолетом.

USS Vincennes появился в регионе Персидского залива в результате войны, которая продолжалась с 1980 года между Ираком и Ираном. ВМС США обеспечивали свободу передвижения через регион, через который проходила и до сих пор транспортируется большая часть мировой добычи нефти.

Соединенные Штаты в официальном сообщении признали, что капитан, отдающий приказ сбить самолет, покидающий Иран, находился под серьезным стрессом. Это должно было стать главной причиной трагедии. У независимых специалистов было меньше сочувствия к командующему Уильяму К. Роджерсу. В 2003 году Международная ассоциация стратегических исследований (ISSA) признала его действия просто агрессивными. Они стоили жизни 290 человек.

Конец истории?

Распад Советского Союза в 1991 году, как казалось, должен был стать концом периода международной напряженности. Как и в случае окончания Второй мировой войны, надежды не оправдались. К сожалению, это означает, что самолеты все еще падали, потому что какой-то человек в форме не убедится в том, что он не сделал что-то слишком поспешно.
4 октября 2001 года самолет Ту-154М в цветах российской авиакомпании «Сибирь» вылетел из Тель-Авива в Новосибирск. На борту находились шестьдесят шесть пассажиров, кроме экипажа из двенадцати человек. В основном русские евреи. Опять в очередной раз выяснилось, что не достаточная внимательность военных может привести к катастрофе. Когда самолет пролетал над Крымом, его сбила ракета С-200, выпущенная украинской армией, проводившей учения. Взрыв на крейсерской высоте вызвал пожар и декомпрессию салона. Ни у кого не было шанса выжить.

В 2003 году Украина и Израиль подписали соглашение, и семьям погибших были выплачены компенсации. Украина официально взяла на себя полную ответственность за ситуацию.
Самая известная катастрофа такого рода за последние годы произошла 17 июля 2014 года. В то время в Украине шли тяжелые бои. Украинская армия вела бои сепаратистами на Донбассе. Те в свою очередь, охотились за военной авиацией, воспользовавшись ракетным комплексом 9К37 “Бук”, полученным при неясных обстоятельствах

Международные следователи наместе катастрофы MH17
Международные следователи наместе катастрофы MH17

Однажды ошибочное опознание самолета привело к тому, что ракета попала по гражданской машине. Малайзийский Boeing 777 с 298 людьми на борту исчез с радаров. Обломки самолета и останки пострадавших были разбросаны на нескольких десятках квадратных километров. По сей день сепаратисты отрицают свою причастность к этому инциденту. У правительств Нидерландов, Австралии, Бельгии, Малайзии и Украины уже нет никаких сомнений относительно хода событий. В январе 2019 эти страны года подписали меморандум о финансовой поддержке для преследования лиц, ответственных за уничтожение пассажирского самолета Malaysia Airlines.

Чему это нас учит?

Мы еще не знаем наверняка, является ли крушение Boeing 737-800, обслуживающего рейс авиакомпании «Международные Авиалинии Украины», еще одной главой в истории, написанной человеческой глупостью, рвением военных и кровью невинных. К сожалению, но это только вопрос времени, когда очередной гражданский самолет будет сбит армией одной из стран мира.

Несмотря на принятие различных мер по исправлению положения с юридической и организационной точек зрения, эти трагические инциденты не могут быть полностью исключены. Такой горький вывод следует из фактов, изложенных в этой статье. Возмущенные высказывания, гнев в адрес преступников и обещания улучшить ситуацию, даже раскаяния виновных не помогут. Пока люди воюют, их случайными жертвами будут гражданские лица как на земле и на море, так и в воздухе.

Андрей Бочкарев