Ryanair выиграла суд ЕС и может лишить KLM и TAP субсидий

Предоставление финансовой помощи в размере 1,2 миллиарда евро, которые авиакомпания TAP Air получила от правительства Португалии, и 3,4 миллиарда евро, полученных KLM от правительства Нидерландов, не имело достаточных оснований. Таковым было решение суда Евросоюза, который удовлетворил жалобу ирландской Ryanair на решение Еврокомиссии.

Глава Ryanair Майкл О'Лири
Глава Ryanair Майкл О’Лири

Бюджетный перевозчик с Зеленого острова с самого начала кризиса категорически возражает против государственной помощи от правительств Финляндии, Швеции и Дании для Finnair и SAS, которая также была одобрено Европейской комиссией. Политики Хельсинки проголосовали за кредит в 600 миллионов евро компании Finnair, которая с начала пандемии коронавируса SARS-CoV-2 получила государственную помощь в размере более 1,2 миллиарда евро. В свою очередь, правительства Дании и Швеции предоставили SAS кредитную гарантию в размере 137 миллионов евро. Таким образом, рекапитализация крупнейшего скандинавского авиаперевозчика превысила 1,3 миллиарда евро.

Ryanair критически относится к подходу Европейской комиссии к государственной помощи. По словам менеджеров крупнейшей бюджетной авиакомпании Старого континента, такие действия позволили государствам-членам выдавать неограниченное количество денег неэффективным авиаперевозчикам. На этот раз жалоба была рассмотрена положительно, но это не означает, что KLM и TAP Air должны будут вернуть собранные средства. Теперь ЕК может попросить правительства Нидерландов и Португалии заполнить формы заявок, и только когда такие документы будут оспорены, обе авиакомпании, вероятно, будут лишены дополнительных денег.

Сомнения ЕС в отношении KLM были вызваны ранее предоставленной субсидией для Air France, с которой национальный перевозчик Нидерландов формирует холдинг Air France-KLM. Лоукостер с Зеленого острова осознают, что это не конец битвы за конкурентный отраслевой рынок, на котором не должно быть места для убыточных и плохо управляемых компаний. “Согласие ЕС на государственную помощь Air France-KLM и TAP несовместимо с основополагающими принципами законодательства ЕС. Если суды не остановят этот процесс, государственная помощь будет дестабилизировать авиационный рынок ЕС на десятилетия”, — подчеркивается в заявлении Ryanair.

Европейская комиссия с начала пандемии коронавируса SARS-CoV-2 уже одобрила более 30 миллиардов евро на поддержку национальных авиакомпаний. Таким образом, Lufthansa Group получила 11 миллиардов евро, холдинг Air France-KLM получил 10,6 миллиарда евро, итальянская Alitalia – 3,5 миллиарда евро, шведско-датская SAS – 1,3 миллиарда евро, португальская TAP Air и финская Finnair – по 1,2 миллиарда евро каждый, Norwegian Air – 800 тысяч евро: LOT-Польские авиалинии 650 тыс. евро, немецкий Condor – 600 тыс. евро, а Air Europa 500 тыс. руб. евро.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM