С момента заморозки программы SpaceJet прошел один год. Что изменилось?

Май  этого года был печальным месяцем  ​​для японской авиационной промышленности.  Уже год прошел с момента последних технических полетов самолетов Mitsubishi Aircraft SpaceJet над Японией и США. Приостановка программы  именуется в компании глубокой заморозкой.

Самолеты SpaceJet  на парковке
Самолеты SpaceJet на парковке

В мае 2020 года Mitsubishi Aircraft объявила, что закрывает все свои офисы за пределами Японии и переносит всю деятельность SpaceJet в свою штаб-квартиру в Нагое, Япония. Это было ответом на ценовое давление в связи с замедлением роста развития авиационной отрасли  из-за коронавируса. Mitsubishi Aircraft Corporation заявляет, что в рамках консолидации своих услуг в Японии компания остановит летные испытания 90-местного регионального самолета M90 SpaceJet и приостановит разработку 76-местного M100.

Производитель в настоящее время продолжает свои усилия по получению сертификата M90, хотя на данный момент эти действия  заключаются подготовке документации и другой офисной работе. Mitsubishi заявляет, что компания пересмотрит план сертификации M90 после достижения запланированных на этот год бюджетных показателей. Японская компания провела летные испытания модели M90 в США на озере Мозес и в Японии.

Закрытие филиалов нацелено на все регионы за пределами Японии. Mitsubishi Aircraft еще не объявила о каких-либо изменениях в плане, поскольку ее материнская компания Mitsubishi Heavy Industries (MHI)  приобрела программу CRJ Bombardier за 550 миллионов долларов. Тогда Mitsubishi и Bombardier объявили, что сделка будет завершена 1 июня.

Новости о приостановке работы зарубежных подразделений появились после того, как Mitsubishi Heavy Industries вдвое сократила бюджет SpaceJet на финансовый год, заканчивающийся 31 марта 2021 года. В то же время MHI  объявила, что рассмотрит возможность продолжения разработки M100, которую Mitsubishi Aircraft предложила на Парижском авиасалоне в  2019 году.

Дальнейшие сокращения в программе SpaceJet

В ноябре 2020 года MHI приостановила разработку программы SpaceJet, поскольку в последнее время перспективы первого японского авиалайнера за полвека значительно снизились. По данным холдинговой компании, это решение позволит сократить персонал в секторе коммерческой авиации вдвое, что поможет сэкономить 120 миллиардов иен (1,15 миллиарда долларов).

“Мы будем работать над оценкой состояния, в котором мы находимся, доработкой и оценкой возможного перезапуска программы SpaceJet”, —  говорится  в заявлении MHI о  региональном самолете в последнем бизнес-плане.

В целом Mitsubishi объявила о ликвидации 2 000  рабочих мест в иностранных подразделениях компании и о переводе более 3000 рабочих мест внутри компании в другие подразделения для сокращения расходов. Производитель также направил около 1000 сотрудников на работу в сторонние компании. Все это связано с тем, что в пятницу было зафиксировано 62,5 процента падения  операционной прибыли во втором квартале до  12,7 млрд иен. MHI ожидает, что за полный год  операционная прибыль составит 50 миллиардов иен (478 миллионов долларов).  В то время как предыдущие прогнозы предвещали полное отсутствия прибыли.

Стоит добавить, что японское правительство рассматривало проект SpaceJet как способ развивать отечественную авиационную промышленность, не ограничиваясь только поставкой комплектующих для коммерческих самолетов, построенных в других странах, в частности Boeing в Соединенных Штатах.

Первоначально планировалось, что MHI SpaceJet будет обслуживать пассажиров в 2013 году. Первым заказчиком и первым получателем должна была стать All Nippon Airways, которая заказала 32 самолета, но технические проблемы и недостатки конструкции вынудили Mitsubishi Aircraft отложить доставку шесть раз.
Вышеупомянутая ANA, крупнейшая авиакомпания Японии, объявила в этом году, что сократит свой парк самолетов более чем на 10 проц., чтобы справиться со спадом воздушного движения, вызванным пандемией. Принимая это во внимание,  MHI в мае этого года приостановила планы на вариант M100 SpaceJet, который рассматривается как ключ к получению заказов от авиакомпаний США.

Военный контракт лучше коммерческой авиации

Однако полностью от авиастроения MHI не отказывается.  Источник нашего портала сообщил, что Япония выбрала Mitsubishi Heavy Industries в качестве главного подрядчика для разработки своего собственного истребителя-невидимки следующего поколения, который будет запущен в 30-е годы. Истребители следующего поколения, теперь известные как FX, являются частью модернизации японского стареющего флота истребителей, поскольку Страна цветущей сакуры наращивает свой военный потенциал, чтобы противостоять растущим угрозам со стороны Китая и Северной Кореи. Самолет-невидимка следующего поколения заменит самолеты F-2, разработанные совместно Японией и США. Ожидается, что они будут выведены из эксплуатации примерно к 2035 году. Министерство обороны Японии ожидает получить 58,7 миллиарда иен (556 миллионов долларов) в бюджете 2021 года на исследования по разработке нового самолета. Ожидается, что проект истребителя будет стоить около 40 миллиардов долларов.

Бывший MRJ, новый SpaceJet

Запуск Mitsubishi SpaceJet под названием Mitsubishi Regional Jet (MRJ) откладывается на несколько лет. Первая доставка в All Nippon Airways, которая является первым покупателем (launch customer)  был запланирован на конец 2020 года, то есть более чем через три года после ожидаемого запуска SpaceJet в конце 2017 года. SpaceJet (MRJ) будет производиться в двух вариантах: M100 (бывший MRJ70), вместимостью от 65 до 88 пассажиров и M90 (бывший MRJ90), вмещающий от 76 до 92 пассажиров в зависимости от конфигурации салона.

Самолет предполагалось оснащать двигателями Pratt & Whitney PW1217G, то есть реактивными установками по новой турбовентиляторной технологии с трансмиссией Geared Turbofan. Предлагаются, в том числе, моторы из того же семейства, которое применяется на  самолетах Airbus A220 и A320neo и самолетах E-Jet E-2. В новом самолете также просторный салон 2-2.
SpaceJet получил заказы на 217 машин (плюс 180 опционов), и почти все они  касаются более крупной модели M90.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM