fbpx

Список самых опасных аэропортов мира довольно длинный. В них преобладают небольшие аэропорты, обычно расположенные высоко в горах,  больше похожие на взлетно-посадочные полосы, или старые аэропорты, которые с расширением инфраструктуры перестали умещаться в той или иной местности. Одним из самых известных таких аэропортов был аэропорт Кай Так в Гонконге, который работал до 1998 года.

Kay Tak Airport
Kay Tak Airport

От взлетно-посадочной полосы  до аэропорта

История гонконгского аэропорта Кай Так восходит к 1912 году, когда два предпринимателя, Хо Кай и Ау Так, основали инвестиционную компанию “Кай Так”, которая построила взлетно-посадочную полосу для самолетов в районе залива Коулун в Гонконге. В последующие годы небольшая посадочная площадка принимала все больше и больше самолетов, а в 1924 году она была включена в инфраструктуру авиабазы ВВС Великобритании.

В 1928 году взлетно-посадочная полоса была забетонирована, что значительно увеличило возможности аэропорта. В 1935 году построены вышка управления воздушным движением и ангары для самолетов. Хотя аэропорт использовался военными, на нем также совершали операции гражданские самолеты. Во время Второй мировой войны Гонконг был оккупирован японскими войсками. Из-за своей стратегической важности аэропорт Кай Так был превращен в военную базу и расширен, в основном, благодаря работе военнопленных. В то время были расширены инфраструктура и взлетно-посадочные полосы.

Однако только после войны история аэропорта начала набирать обороты. В 1954 году местные власти разработали план преобразования Кай Так в международный аэропорт. В 1957 году одна из взлетно-посадочных полос была удлинена (до 1664 м). Через год взлетно-посадочную полосу снова увеличили до 2542 м, что позволило принимать более крупные пассажирские машины.

Kay Tak Hongkong 1959
Аэропорт Kay Tak в 1959 году

В 1962 году был построен первый гражданский пассажирский терминал, а в 1974 году была установлена ​​система IGS для помощи при посадке на взлетно-посадочную полосу 13. Именно в 1970-х годах аэропорт Кай Так приобрел для Гонконга свое стратегическое значение. Аэропорт, расположенный в центре города, был связан со всем миром и мог принимать около 24 миллионов пассажиров в год. Однако количество пассажиров росло быстрее, чем вместимость аэропорта, поэтому в начале 80-х Кай Так достиг предела своих возможностей развития.

Очень опасный аэропорт

самолет над жилыми кварталами в Гонконге
Заход на посадку в аэропорту Гонконга Кай Так

Если посадка с моря (ВПП 31) была простой и ничем не отличалась от других аэропортов, то подход к ВПП 13, то есть со стороны суши, считался одним из самых опасных в мире. Аэропорт Кай Так был основан до того, как Гонконг стал экономически важным городом, но в 1970-х годах город вырос до таких размеров, что стали использоваться все его части. Возводилось все больше и больше жилых домов, которые со временем стали строить на подходе к 13-й взлетно-посадочной полосе, считавшейся тогда одной из самых опасных в мире.

В 1980-х годах, чтобы приземлиться на взлетно-посадочной полосе 13, пилотам приходилось летать низко над жилыми домами и обходить холмы, окружающие город с севера и востока. Самолеты приближались к месту посадки с запада, затем после прохождения контрольно-пропускного пункта пилотам приходилось делать разворот на 47 градусов, чтобы взять курс на взлетно-посадочную полосу, прямо над крышами зданий. Этот маневр, известный как гонконгский поворот или поворот на шахматную доску, был очень опасным и возможен только в хорошую погоду. Начало захода на посадку было обработано системой IGS, но пилоты должны были завершить заход на посадку на основе путевых точек.

Такие проблемы вызывали лишние расходы, так как высокие здания и холмы вблизи взлетно-посадочной полосы значительно ограничивали маневренность после взлета. Более тяжелые машины либо выгружали, либо направляли на взлетно-посадочную полосу 31 (т.е. взлетали в сторону моря), если позволяла погода. Однако это были лишь временные решения.

Большое количество низколетящих самолетов создавало в городе много шума и затрудняло жизнь жителей, а многие пилоты просто боялись летать в Гонконг. Однако самой важной была проблема безопасности, и никто не мог полностью гарантировать ее при посадках на взлетно-посадочную полосу 13 в Кай Так. Самолеты должны были летать над очень густонаселенными районами, что могло привести к трагическим катастрофам с тысячами жизней в случае аварии (хотя в истории аэропорта было несколько аварий и инцидентов, большого числа жертв удалось избежать).

Поэтому в конце 1980-х местные власти решили построить новый аэропорт, который заменил бы Кай Так. Новый объект должен был быть больше, с двумя взлетно-посадочными полосами и, прежде всего, дальше от центра города. Работы по строительству нового аэропорта, получившего название международного аэропорта Гонконга Чек Лап Кок, начались в 1990-х годах и были завершены в 1998 году (хотя на момент ввода в эксплуатацию большая часть оборудования аэропорта еще не работала).

В июле 1998 г. на Кай Так были выполнены последние операции. Официально аэропорт закрылся 6 июля 1998 года в 01:28. Несколькими днями ранее большая часть наземного оборудования была перевезена в новый аэропорт, а старом осталось только самое необходимое. После короткой церемонии прощания были выключены посадочные огни, а коды аэропорта были переданы на Чек Лап Кок, который был активирован в тот момент, когда Кай Так закрылся.

Новый аэропорт был построен на острове Чек Лап Кок, в нескольких десятках километров от центра города, но благодаря новому местоположению удалось построить гораздо более крупный и безопасный аэропорт. Кай Так, с другой стороны, был оставлен на произвол судьбы. На протяжении многих лет территория аэропорта приходила в упадок, а старые постройки сносились. Наконец, было принято решение превратить бывший аэропорт в территорию для новых жилых комплексов. В настоящее время она планомерно застраивается.

Андрей Бочкарев