Секретные материалы: пассажиры рейса BA149 стали заложниками диктатора Саддама Хусейна по вине британского МИД

Почти 400 пассажиров и членов экипажа самолета British Airways были заложниками иракского диктатора Саддама Хусейна в течение нескольких недель в 1990 году, поскольку британское министерство иностранных дел не предоставило перевозчику информацию о вторжении в Кувейт. Это стало известно только сейчас  благодаря  актам, рассекреченным во вторник.

Обломки самолета Boeing 747-136  (рейс BA149)
Обломки самолета Boeing 747-136 (рейс BA149)

Согласно документам, посол Великобритании в Кувейте проинформировал штаб-квартиру в Лондоне, что вторжение только началось, но информация не была передана руководства  British Airways и что последующие правительства позже скрыли это упущение.

Boeing 747-136 компании British Airways (регистрационный G-AWND) рейсом BA149 вылетел из Лондона 1 августа 1990 года в 18:40 по местному времени с двухчасовой задержкой. По пути в Малайзию были запланированы остановки в Кувейте и Индии. Как видно из рассекреченных файлов, около полуночи 1-2 августа посол Великобритании позвонил дежурному сотруднику МИД и сообщил, что началось вторжение Ирака в Кувейт. Он был передан в Департамент Ближнего Востока Министерства иностранных дел, в офисы тогдашнего премьер-министра Маргарет Тэтчер, в Министерство обороны и разведки, но не в British Airways.

Самолет приземлился в Кувейте рано утром 2 августа. Менее чем через час аэропорт был закрыт иракскими войсками, а пассажиры и экипаж оказались в ловушке. На борту находились 385 человек – 367 пассажиров, не только британцев, и 18 членов экипажа. В течение следующих недель они использовались иракскими властями в качестве заложников. Многие из них подверглись физическому и психологическому насилию, например, им симулировали казнь, содержали в условиях, близких к голодной, некоторые женщины подвергались сексуальному насилию, а некоторых заставляли делать пропагандистские фотографии с Саддамом.

В конце концов, все, кроме одного гражданина Кувейта, который был застрелен иракцами, были освобождены иракскими властями – некоторые через несколько недель, последний – только в середине декабря 1990 года, но у многих заложников позже появились симптомы постконфликтной болезни и травматическое стрессовое расстройство.

Сам факт того, что самолет приземлился в оккупированном Кувейте и пассажиры были заложниками, был очевиден, но впервые выяснилось, что посол предупреждал о вторжении и если бы  информация была бы передана в British Airways, она могла бы перенаправить рейс.

«Этот документ показывает, что телефонный звонок (посла) не был доведен до сведения парламента и общественности. Это упущение было недопустимым. Как нынешний министр я приношу свои извинения Палате представителей (общин) и выражаю свои глубочайшие соболезнования тем, кто был задержан и подвергся насилию», — заявила нынешний министр иностранных дел Лиз Трасс.

Она отметила, что в то время не существовало процедур связи между правительственными чиновниками и авиакомпаниями для таких ситуаций, какие  существуют сегодня. Она также опровергла давние подозрения в том, что на борту находилась группа британских агентов, которых таким образом планировали перебросить в Кувейт. В рассекреченном файле информации об этом нет.

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM