Северная Македония изменила условия тендера на субсидии для иностранных перевозчиков

Три перевозчика подали заявки на открытие новых маршрутов из аэропортов Скопье и Охрид в обмен на финансовые субсидии, которые правительство Северной Македонии будет предоставлять до 2026 года.По сравнению с тремя предыдущими тендерами, в которых правительство Македонии в обмен на предложение дешевых авиасообщений из столицы этой балканской страны обязалось предоставлять субсидии перевозчикам, в новом тендере местное правительство создало новые условия тендера, тем самым желая разнообразить внутреннее предложение авиакомпаний по аэропортам и доступным направлениям.

“Новый тендер должен охватывать как можно больше авиакомпаний, а не быть связанным только с одним перевозчиком. Мы также ограничиваем размер субсидий, в соответствии с требованиями и постулатами Европейской комиссии, все для того, чтобы предложить гражданам как можно больше направлений и развивать местное авиасообщение. Авиакомпании, которые летают большими самолетами в крупные аэропорты и предлагают больше рейсов в неделю, будут иметь преимущество. Соглашение обяжет авиакомпании продолжать полеты по этому маршруту даже после окончания действия контракта на субсидирование”, — заявил министр транспорта и коммуникаций Македонии Благой Бочварски, объявляя тендер.

Aegean Airlines в настоящее время выполняет рейсы между Афинами и Скопье, а Wizz Air, которая выиграла все три подобных тендера в прошлом, является крупнейшей авиакомпанией в Северной Македонии с точки зрения пропускной способности. В прошлом году венгерский лоукостер обслужил 1 268 540 пассажиров на рейсах в Скопье и из него, что дает долю столичного авиарынка на уровне 59,3 процента. Lufthansa намерена открыть рейсы в Скопье в апреле. Немецкий перевозчик будет предлагать 10 еженедельных рейсов во Франкфурт и обратно.

Министерство транспорта и коммуникаций Македонии теперь должно выбрать победившего перевозчика или перевозчиков. Процесс оценки состоится на этой неделе, после чего должны быть подписаны контракты с авиакомпаниями. В соответствии с условиями публичной оферты перевозчики должны поддерживать полеты в предлагаемые новые направления не менее двух раз в неделю в течение всего года в течение всего срока действия финансовой помощи, разработать план маркетинга и продвижения маршрутов и представлять полугодовой отчет об операциях в Министерство транспорта и коммуникаций.

Перевозчики, заинтересованные в участии в тендере, должны быть зарегистрированы в одной из европейских стран, перевозить не менее 10 млн пассажиров и получить прибыль в размере 25 млн евро в 2019 году. Кроме того, авиаперевозчики обязаны продолжать эксплуатацию новых маршрутов после 30 декабря 2025 года в течение как минимум двух-трех лет. Если авиакомпании этого не сделают, им придется вернуть средства, предоставленные государством. Македония будет субсидировать авиаперевозки, предоставляя каждой авиакомпании по 7 евро за каждого пассажира, перевозимого по каждому новому маршруту из Скопье, и 4,5 евро на рейсы из Охрида.

При выборе победителя или победителей министерство Македонии будет учитывать количество еженедельных рейсов, предлагаемых на новых маршрутах, количество пассажиров, обслуживаемых в аэропорту назначения (чем загруженнее аэропорт, тем больше шансов на государственное финансирование рейса), а также поставка предлагаемых мест. Финансирование не покроет маршруты из Скопье или Охрида, которые порты имели в своей сети соединений в последние два сезона (лето и зима).

“Я хотел бы подчеркнуть, что вся процедура будет проходить открыто и прозрачно, и я заверяю вас, что мы выберем авиакомпании, которые представят лучшие предложения, в соответствии с критериями, указанными в объявленном объявлении”, — сказал Благой Бочварски, объявляя тендер. “Наша конечная цель — обеспечить рост авиаперевозок в Республике Северная Македония и предоставить населению привлекательные направления для путешествий по доступным ценам”, — добавил он.

В рейтинг пяти авиакомпаний, которые в прошлом году перевезли наибольшее количество пассажиров в аэропорт столицы Македонии и из него, вошли следующие перевозчики: Wizz Air (1 268 540 пассажиров), Turkish Airlines (235 311), Pegasus Airliens (143 235), Austrian Airlines (132 629 пассажиров) и Chair Airlines, которая перевезла 104 820 пассажиров.

Андрей Бочкарев