Show must go on? Что стоит за выходом Ryanair из переговоров о покупке 737 MAX 10?

Авиакомпания Ryanair прервала переговоры с Boeing о покупке самолетов 737 MAX 10 на сумму до 33 миллиардов долларов. Бюджетный авиаперевозчик из Ирландии,  являющийся одним из крупнейших заказчиков американского производителя, был готов заказать целых 250 самолетов.

Глава Ryanair Майкл О'Лири
Глава Ryanair Майкл О’Лири

Boeing 737 MAX 10s может принимать на борт 230 пассажиров и казался идеальным решением для авиакомпании  Зеленого острова  из-за низких эксплуатационных расходов. Тем не менее переговоры с американским производителем не пошли в желаемом направлении.

Цена на самолеты, предложенные Boeing, не оправдала ожиданий Ryanair, и ирландский авиаперевозчик решил прекратить переговоры. Новый и, прежде всего, крупный заказ мог бы укрепить американского производителя, но также повысить доверие к реактивным самолетам самой большой версии 737 MAX после почти двух лет их эксплуатации после крушения самолетов, принадлежащих Lion Air и Ethiopian Airlines.  Возможно, это также ускорит восстановление авиационной отрасли после пандемии коронавируса SARS-CoV-2.

Разочарование из-за отсутствия согласия

Ryanair ранее заказал 210 самолетов Boeing 737 MAX 8 и был крупнейшим европейским клиентом американского производителя. Каждый из меньших самолетов может взять на борт 197 пассажиров. Версия MAX 10 может вместить 230 путешественников и, по оценкам аналитиков, сделка даже с учетом значительных скидок могла бы стоить более 10 миллиардов долларов. Гарантированные цены по прейскуранту – 33 миллиарда долларов.

Глава  Ryanair Майкл О’Лири успокоил горячие головы еще на прошлой неделе. В то время он сказал, что будет удивлен, если соглашение будет достигнуто в 2021 году. В минувший понедельник он подтвердил окончание переговоров.  «Мы разочарованы отсутствием договоренности. Однако у Boeing более оптимистичный взгляд на цены на самолеты, чем у нас. Мы не намерены переплачивать и очень дисциплинированы в этом отношении», — подчеркнул О’Лири.

Boeing поддерживается заказом United

«Ryanair – наш давний и уважаемый партнер. Мы уважаем и поддерживаем их бизнес. Однако нам необходимо принимать решения, которые имеют смысл для будущего нашей компании», — ответил представитель Boeing. По мнению многих аналитиков, авиакомпания из Ирландии рискнули и ждут только более выгодной сделки. Только менеджеры Southwest Airlines могли принять решение о подобном шаге. Американский производитель, с другой стороны, считает, что рынок движется в правильном направлении, особенно после того, как United Airlines разместила заказ на 150 самолетов MAX 10.

Может ли Ryanair проявить еще смелость и начать переговоры с Airbus о возможном заказе на версии A320neo и A321neo? Как британский Jet2 поступил в последнее время? Однако отношения между главой ирландского лоукостера и европейским производителем всегда были непростыми. Несмотря на значительные стимулы со стороны Airbus, О’Лири утверждал, что внедрение машин сторонних производителей будет слишком дорогостоящим и отнимет много времени.

Останется ли Ryanair лояльным клиентом Boeing? «В конце концов, они, вероятно, придут к соглашению», —  считают аналитики нашего портала.  Напомним, что глава ирландского лоукостера довольно эксцентричная и настойчивая личность. Он несколько раз объявлял о перерыве переговоров с Украиной об использовании аэропорта «Борисполь» в Киеве. Но в конце концов добился уступок, снизив стоимость обслуживания одного пассажира с 25 до  евро, а также процентов с торговли в беспошлинных магазинах главной воздушной гавани Украины.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM