Шведская экологическая инициатива – фарс или искреннее заблуждение?

Известная экологическая подросток-активистка находится где-то в середине Атлантики, поскольку она отправилась на климатический саммит в Нью-Йорке по морю, а на «вредном для окружающей среды» самолете. Однако некоторые СМИ задаются вопросом, не перегибает ли она на этот раз.
«Это как поездка на американских горках», – так описала свои впечатления от плавания на маленькой яхте Malizia II 16-летняя шведка. На саммите в Нью-Йорке, намеченном на 23 сентября, он расскажет делегатам со всего мира об изменении климата на Земле и о том, как противодействовать ему. Регулярный рейс в США из Швеции занял бы у нее 8 часов. Она же выбрала плавание, которое займет у нее 2 недели.

Причина проста: воздушный транспорт — самый вредный способ путешествовать по всему миру. Авиационный сектор отвечает за 3 процента глобальных выбросов CO2 в атмосферу, а также значительную долю компонентов смога. В расчете на пассажира, углеродный след значительно превосходит другие виды транспорта. Кроме того, выбросы растут с каждым годом.

Отсюда, среди прочего, появилось необычное явление, наблюдаемое на родине шведов и именуемое «флайгскам», или «позор полетов». За последние 18 месяцев процент шведов, которые признали, что выбирают железнодорожный, а не авиационных транспорт, по экологическим причинам практически удвоился (с 20 до 37 процентов). Весной шведские СМИ распространили новость о том, что в 2018 году Шведские железные дороги (SJ) продали на 5 процентов больше билетов, чем год назад. За первые пять месяцев этого года шведские аэропорты обслужили 2,8 процента меньше пассажиров, чем в предыдущем году, хотя в Европе наблюдалось увеличение на 4,1 проц. А ранее шведы были довольно страстными любителями авиационных путешествий.

Экономисты ищут разные объяснения. Одни указывают на замедление экономического роста в стране, новых сборы авиакомпаний, а также банкротство NextJet, региональной шведской авиакомпании. С другой стороны, Рикард Густафсон, глава SAS, признает, что и flygskam несет ответственность за последствия. Более того, шведское слово имеет свои аналоги в Германии – «flugscham», в Финляндии – «lentohapea», а в Нидерландах – «vliegschaamte». ИАТА, с другой стороны, утверждает, что отказ от полетов не является ответом на экологические вызовы.

Тунберг является частью модели поведения Швеции, но в то же время она стала лицом и символом глобального движения за прекращение изменения климата. Она молода (и это движение в основном молодых людей) и последовательна в том, что она делает. Она путешествует по железной дороге на европейские политические саммиты, на которые ее приглашают.

Плавание — это хорошая идея? Немецкая ежедневная газета Die Tageszeitung указала шведам, что это скорее фарс. По данным газеты, после прибытия в Нью-Йорк шесть членов экипажа вернутся в Германию … самолетом. Гораздо менее обременительно для окружающей среды было бы, если бы Грета с отцом, который сопровождает его дочь в каждой поездке, просто воспользовались самолетом. Die Tageszeitung – довольно левый журнал, поэтому такая критика с его стороны кажется объективной.

Однако движение Flygskam это вряд ли остановит. Запущенная в шведские социальные сети кампания под лозунгом «Flygfritt 2019» («Я не летаю в 2019 году») уже набрала 14,5 тысячи сторонников, которые заявили, что они не будут летать на самолете в этом году. Организаторы хотят достичь результата в 100 000 человек.

Тем не менее, шведская авиационная отрасль не особо беспокоится по поводу flygskam. До конца этого года зимой будет открыт новый аэропорт в Скандинавских горах (Scandinavian Mountains Airport (IATA: SCR)), также называемый аэропортом Sälen / Trysil. Аэропорт построен в городе Даларна в Швеции, недалеко от границы с Норвегией. Хотя администрация аэропорта и SAS не иронизируют по поводу деятельности юной шведки, они обещают, что рейсы будут обслуживаться современным аэробусом A320neo, который является самым тихим и экономичным самолетом в этой категории в отрасли и снижает выбросы CO2 на 18 проц.

Андрей Бочкарев