Генеральный директор Ryanair Майкл О’Лири призвал совет директоров Boeing провести капитальную чистку высшего руководства, чтобы дать возможность решить проблемы, стоящие перед американским производителем самолетов. Boeing не поставляет B787, поставки 737 MAX задерживаются, у него проблемы с сертификацией новых самолетов. “У руководства Boeing дела идут неважно. Оно не годится для этой работы”, — сказал О’Лири.
В понедельник ирландец заявил, что высшие руководители Boeing, занимающиеся коммерческими авиалайнерами, «не годятся для работы» и недостаточно упорно боролись за сохранение доли рынка авиакомпании, базирующейся в Арлингтоне. О’Лири считает, что рынок захватил главный конкурент Boeing, французская компания Airbus, у которой нет проблем и каждый месяц увеличивается количество поставляемых самолетов.
Объявляя финансовые результаты за прошлый год, О’Лири сказал, что генеральный директор Boeing Дэйв Кэлхун «тратит время впустую» и выжил из ума. Проблемы до сих пор не решены, а постоянные заверения в том, что работы почти закончены, директор Ryanair считает пусканием пыли в глаза. О’Лири сказал, что Ryanair является заинтересованным клиентом Boeing, но может обратиться к рынку лизинга подержанных воздушных судов, чтобы получить больше самолетов, если Boeing не увеличит темпы выполнения дополнительных заказов.
“Сейчас мы думаем, что руководство Boeing работает как безголовые цыплята”, — не стесняясь в выражениях, заявил ирландец. По его словам, Boeing должен «изменить свой курс», чтобы получить больше новых заказов, если только его не устраивает потеря большего количества заказов и клиентов, которые перейдут к Airbus, поскольку европейский производитель в последнее время особенно хорошо справляется с новыми заказами.
Небольшое количество поставленных самолетов
“Поставки были очень слабыми за последние два года, и мы считаем, что Boeing нуждается в некоторых изменениях в управлении гражданской авиацией, поскольку команда менеджеров не справляется. Они не годятся для этой работы”, — сказал О’Лири. Ryanair является одним из крупнейших клиентов Boeing, и О’Лири публично боролся с производителем за лучшие условия по новому заказу на миллиарды долларов B737 MAX 10. Бюджетный перевозчик расторг свой предварительный контракт в прошлом году из-за разницы в цене. “Мы не добились от них внятного ответа о судьбе заказа на B737 MAX 10”, — сообщил директор группы.
Чтобы справиться с краткосрочным и среднесрочным ростом с 2026 по 2030 год, Ryanair представила RFP для пятидесяти подержанных самолетов. Сообщается, что ирландские авиалинии ведут предварительные переговоры с несколькими арендодателями подержанных самолетов Airbus и Boeing. Но Ryanair предпочитает добавлять в свой парк больше самолетов MAX, особенно версию -10. О’Лири сказал, что надеется, что Boeing вернется за стол переговоров после того, как Ryanair прервал их в прошлом году, когда Boeing запросил чрезмерно высокие цены на самолеты.
Несмотря на поддержку Кэлхуна, который, по словам ирландца, делает «разумную работу», О’Лири сказал, что генеральному директору авиастроительной компании необходимо «довольно быстро» сменить руководство. «Если он реагирует на потерю доли рынка, возможно, в целом в Boeing придется провести более масштабные изменения в руководстве», — признался он.
У Ryanair были проблемы с поставкой уменьшенной версии B737 Gamechanger (уникальное название модели, созданное авиагруппой для парка MAX, чтобы пассажиры не ассоциировали самолет с двумя авиакатастрофами, которые привести к приостановке эксплуатации этой машины на мель более чем на два года) и был вынужден сократить количество регулярных рейсов, т.к. “Boeing до сих пор не справляется со сроками поставки”, — неоднократно указывал О’Лири.
Несмотря на сохраняющиеся проблемы, Ryanair продолжает ожидать увеличения количества самолетов Boeing MAX 8200, эксплуатируемых ее дочерними авиакомпаниями. Ryanair, Buzz и Malta Air по состоянию на конец марта 2022 года эксплуатировали 61 самолет этой модели, а этим летом их число увеличится до 70. Еще 55 самолетов должны пополнить флот перевозчика предстоящей зимой, хотя Ryanair, как и многие клиенты B737 MAX имеют проблемы со своевременной поставкой самолета из-за постоянных проблем с цепочкой поставок. В следующем году авиакомпания также обслужит 770 новых маршрутов и откроет 15 новых баз.
Первая критика от директора Avolon
Критика О’Лири является последним признаком растущего разочарования среди клиентов Boeing, поскольку американский производитель самолетов сталкивается с рядом задержек производства и проблем с сертификацией своих основных самолетов, что вызывает опасения по поводу группы управления Boeing. Донал Слэттери, генеральный директор второго по величине в мире арендодателя Avolon, заявил на конференции авиакомпаний в этом месяце, что компания «заблудилась».
Вопросы о лидерстве Boeing возникли в тот момент, когда Ryanair прогнозирует возвращение к «разумной» прибыльности в следующем году, пока туристическая индустрия оправится от пандемии. Главный исполнительный директор группы предупреждает, что перспективы полетов остаются неопределенными и подвержены новым потрясениям.
COVID и война не на пользу отрасли
Перевозчик с Зеленого острова сообщил об убытках в размере 355 миллионов евро за последние 12 месяцев, что приближается к нижней границе ранее установленного диапазона от 350 до 400 миллионов евро. Это меньше, чем годом ранее, когда убытки составили целый один миллиард евро. Авиакомпания из Ирландии заявила, что рассчитывают перевезти больше пассажиров в этом финансовом году, чем в 2019 году, когда Ryanair, Malta Air, Lauda и Buzz перевезли 149 миллионов пассажиров. О’Лири сказал, что авиакомпании, входящие в группу, «очень хорошо себя зарекомендовали бы» в течение летнего сезона, если бы отрасль не пострадала из-за нового варианта коронавируса и продолжающейся войны в Украине.
Невозможно дать точный финансовый прогноз на этот год из-за отсутствия сведений о том, сколько именно людей выберет самолет в качестве средства передвижения в предстоящем зимнем сезоне, так как авиационная отрасль борется с растущими опасениями рецессии и давлением на дешевые билеты. “Мы думаем, что зимняя половина года, вероятно, будет переполнена опасениями рецессии”, — добавил О’Лири.
Акции группы авиакомпаний из Дублина в этом году упали более чем на 20 проц., как и у многих ее конкурентов. Цена акций упала на 3 проц. во время ранних торгов на Ирландской фондовой бирже в понедельник, после объявления последних финансовых результатов, а также осторожного подхода ирландской авиакомпании к прогнозу на следующие нескольких месяцев.
Андрей Бочкарев