Работа пилота – одна из самых ответственных и напряженных в мире. Требуется не только железное здоровье, но и множество положительных личных качеств. Почему же люди выбирают эту профессию, что их в ней радует и что вдохновляет? В этой статье мы приведем признания самих летчиков, которые рассказывают о жизни и полетах. Мысли, которыми делятся пилоты, разные, но объединяет всех одно: они влюблены в небо, профессию и самолеты.
Восторг и триумф
Александр Попов, командир корабля, рассказывает, что любовь к самолетам у него врожденная, что в детстве он убегал от родителей в места, где можно было наблюдать облака и воздушные суда. В 14 лет он прыгнул с парашютом и, ничуть не испугавшись, насладился свободным падением. Впоследствии он профессионально занялся парашютным спортом и теперь продолжает ставить собственные рекорды. «Сегодня я испытываю восторг, когда поднимаю в небо воздушное судно весом 70 тонн, – делится он. – Это настоящий триумф, и это чувство со временем не притупляется».
«Маршрут не имеет значения для пилотов, – признается Александр. – Нам все равно, куда лететь, я счастлив всегда, когда нахожусь в небе. Это особенная свобода». Летчик рассказал о том, что главное в работе – стрессоустойчивость. Экипажи зависимы от расписания, поэтому всегда создается дефицит времени. В нестандартной ситуации главное – сохранить спокойствие и ясность мыслей.
По признанию Александра, между собой пилоты все время говорят об авиации, и им не надоедает. Летчиков не пугают сложные маршруты, они на них учатся и узнают много нового. Самолеты – это мир позитива, поскольку летают пассажиры чаще на радостные события, на встречи, в отпуск, в гости, – это еще одна причина любви к профессии.
Женщины – пилоты
В авиации за последние годы стало намного больше женщин-летчиц, но все равно для многих авиакомпаний это редкость. Елизавета Филина, которая работает вторым пилотом, рассказывает, что для нее карьера началась с парашютных прыжков, а водить машину она начала позже, чем села за штурвал. «Самолетом управлять проще, чем автомобилем, – делится она, – ведь никто не подрезает, и в пробках стоять не надо. Но груз ответственности, конечно намного выше, и он давит».
«Из-за того, что я девушка в летном училище или на работе поблажек никогда не было, – рассказывает Елизавета. – Важнее личные качества, например, чувство юмора, а оно у пилотов есть почти всегда, нужно уметь разрядить напряженность. В стрессовой ситуации обязательно – выдохнуть и сохранить концентрацию».
По словам Елизаветы карьера не мешает семье, ведь у многих людей, далеких от авиации, профессии связаны с командировками, суточными дежурствами и т.д. Сегодня в летные училища женщин идет в десять раз больше, чем в «нулевые», они отлично справляются со своими задачами, и замуж тоже благополучно выходят.
«Это затягивает навсегда»
Ларина Евмурзаева – наследственный пилот, она пошла по стопам отца, как и два ее брата. В детстве она играла в летчицу и даже сама «становилась» самолетом, мерила папину фуражку и мечтала об облаках. В училище она стала первой девушкой, которая училась управлять воздушным кораблем. Ее не хотели брать не из-за того, что она не подходила, а из-за того, что общежитие было рассчитано только на юношей. Ларина даже не стала рассказывать, куда поехала поступать, все думали, что она подала документы в медицинский вуз.
«Если человеку дать попробовать один раз посидеть за штурвалом, он уже не сможет оторваться, – уверена Ларина. – Это затягивает и остается навсегда. Трудные моменты бывают у любого пилота, но никто не уйдет из профессии – это призвание, и будешь делать все возможное, чтобы продолжать заниматься любимым делом».
По словам Ларины авиация не мешает ей чувствовать себя женщиной, хотя это не только ее работа, но и вся жизнь. Она носит высокие каблуки и платья, и многие не подозревают, что девушка служит пилотом.
Но при этом важно быть уверенной в себе, – считает летчица, ведь в сложной ситуации нужно принимать взвешенное решение, быть ответственной и не сомневаться. Ларина пока работает вторым пилотом, но планирует стать командиром воздушного корабля.
Как и другие пилоты, Ларина не любит летать в качестве пассажира, потому что это скучно. Работа не кажется ей однообразной: «Все время приходится что-то решать, анализировать ситуацию на 100 ходов вперед. Каждый раз происходит что-то: дождь, туман, гроза, – не бывает двух одинаковых полетов по одному и тому же маршруту.
Первый полет должен запомниться навсегда
Андрей Мабо работает пилотом-инструктором. Он говорит, что первый полет должен запомниться навсегда и быть радостным, поэтому он никогда не ругает учеников, давая им возможность насладиться счастьем быть в небе. «Летчики всегда остаются студентами, – говорит он. – Проходят годы, а мы все равно продолжаем учиться, и перед каждым рейсом обязаны анализировать условия, погоду, маршрут».
Сам Андрей пошел по стопам деда, военного летчика, впоследствии – гражданского пилота. Семья для него – важнее всего, и рейсы не мешают воспитывать троих детей. По словам пилота, любые неурядицы нужно решать до рейса, чтобы не управлять самолетом в плохом настроении.
«Авиация – это территория духа. Сюда не следует идти в поисках материальных благ, иначе быстро надоест. Любовь к небу должна быть важнее денег, если я не летаю дольше двух недель, то тоскую по небу. Пилотом нужно оставаться не только в полете, но и 24 часа в сутки. Главные качества – честность и порядочность, умение признавать ошибки; важна бдительность, потому что летать для человека все же противоестественно».
Романтика не исчезает
Сергей Зобнин работает командиром воздушного судна уже не первое десятилетие. Он говорит, что времена меняются, но хорошее есть и в прошлом, и в настоящем, а для ностальгии в его расписании нет места.
По словам Сергея, многие пилоты суеверны, например, накануне рейса не следует пришивать к форме пуговицы. Но для него ритуал только один – выпить перед отлетом немного воды, поскольку обезвоживание на высоте – это не миф. Сергею тоже не нравится быть пассажиром, так как в кабине намного больше места, нежели в кресле эконом-класса.
Специальность летчика у всех ассоциируется с романтикой, но раньше это было выражено сильнее. Сергей признается, что в детстве вместе со всеми делал самолеты и мечтал быть пилотом, а в юности жаждал сложных полетов, трудных погодных условий, «коварных» аэропортов. Но со временем это прошло, и сегодня главное, чтобы рейс прошел гладко и спокойно, как для экипажа, так и для пассажиров.
«Не хочется думать о пенсии, – делится он. – Грустно будет просто наблюдать за самолетами с земли. Даже когда проходит десять тысяч часов налета, романтика не исчезает. Облака, рассветы и закаты радуют, как в первый раз».