Ми-4 – советский вертолет транспортного назначения. Он был создан в попытке догнать Соединенный Штаты Америки в области вертолетостроения, и до сих пор стоит на вооружении Корейской Народной Демократической Республики. Вертолет создавался в очень короткие сроки, и позволял перевозить до 12 человек, включая членов экипажа.
Толчком для создания летательного аппарата послужило эффективное использование США своих новых вертолетов. Поэтому не удивительно, что Ми-4 имеет много общего с S-55. Тем не менее, некоторые параметры американской версии оказались значительно ниже, чем у Ми-4.
Период создания Ми-4 принято считать точкой отсчета отечественного вертолетостроения. Не имея практической базы и опыта в этой сфере, отечественным ученым и авиаконструкторам ничего не оставалось, как экспериментировать. В качестве прототипа для расположения мотора и размеров вертолета был взят наш отечественный грузовик.
Итоговый вариант летательного аппарата был поистине успешным. Вертолет принимал участие практически во всех возможных военных конфликтах своего времени, а также установил 8 рекордом мирового уровня. Всего было выпущено около 4 тысяч машин, которые 30 лет служили основой десантного транспорта для стран, заключивших договор в Варшаве. Помимо прочего вертолет активно использовался в советских кинокартинах, а также участвовал в спасательных операциях.
На сегодняшний день гордость отечественного вертолетостроения признано устаревшим. Однако сотрудники Московского авиаремонтного завода решили возродить знаменитый вертолет и вновь позволить ему летать. Впервые такая идея появилась еще 2 года назад.
В качестве предмета возрождения был выбран вертолет, находящийся на территории завода, неизвестным образом избежавший утилизации. Первым делом его очистили от старой краски. Запасные же части вертолета пришлось собирать по всему миру. Благо, нет проблем с двигателем. На заводе отыскалось несколько вполне рабочих двигателей АШ-82.
Продолжительное время заняло восстановление документации по ремонту вертолета. К этой деятельности были привлечены не только добровольцы, но и «старая гвардия» авиаремонтного завода.
На данный момент найдены, отремонтированы и проверены почти все недостающие части вертолета. Основной проблемой остается вопрос о замене лопастей. Завод обратился с этой просьбой к Монинскому музею, однако, оттуда пришел отказ о замене лопастей своего экспоната на предлагаемую запасную часть от Ми-8. Поэтому сотрудники завода надеются на помощь Китая.
Уже известно, что пилотом восстановленного раритета станет опытный летчик, уже сталкивавшийся с Ми-4 в своей летной практике. Вертолет займет достойное место на патриотических выставках и летных авиационных представлениях.