Справится ли концерн Boeing с нависшей угрозой кризиса?

«Агентство приняло это решение в результате процесса сбора данных и новых доказательств, собранных на месте и проанализированных сегодня» – таким лаконичным образом Федеральное авиационное агентство США (FAA) сообщило об отмене полетов всех B737 MAX. Американцы были последними в мире, кто пошел на этот шаг. Вчера мы писали о десятках миллиардов долларов убытков Boeing на Нью-Йоркской фондовой бирже. После решения Агентства и заявления производителя, в котором вновь была гарантирована «полная уверенность», а также «желание обеспечить все возможные меры безопасности и укрепить уверенность пассажиров в безопасности этих самолетов», падение фондового рынка замедлилось, а затем цены на акции даже немного выросли. Это показывает, что инвесторы больше боялись летающих B737 MAX, чем потерь, вызванных приостановкой их эксплуатации.

Сколько это будет стоить?

В среду после решения канадцев, которые к тому времени были единственными, кто хотел остаться с американцами рядом, новые модели Boeing использовались только американскими перевозчиками и национальной авиакомпанией  Панамы. Эта бравада была остановлена Дональдом Трампом, который приказал приземлить последние MAX.

Теперь возникает вопрос, а как же новые машины? – Кто примет поставку самолета, который нельзя использовать? – риторический вопрос для финансового эксперта, занимающегося авиационным рынком. Боинг производит 52 МАКС в месяц. Ранее прогнозы указывали, что американская корпорация увеличит до 57 единиц количество последних 737, переданных контрагентам в июне этого года.

Вряд ли можно остановить производство. Boeing еще не полностью справился с задержками, ранее вызванными его субподрядчиками, и остановка сборочных линий полностью разрушит цепочку поставок. Поэтому новый самолет нужно будет сохранить. Иначе будут большие затраты.

По оценкам аналитиков, каждый месяц отмены полетов злополучной модели может стоить Boeing от 1,8 до 2,5 миллиарда долларов в месяц. Это деньги, которые не поступят на баланс  компании из-за отсутствия поставок. Производитель может решить эту проблему. В 2018 году выручка Boeing составила 101 млрд долларов, а прибыль – 10,6 млрд долларов. В этом году прогнозы еще лучше.

Таким образом, заделов для финансовой безопасности достаточно, чтобы позволить себе «приостановить» поток прибыли, которая пойдет широкой волной, когда закончится отмена полетов. Вопрос только в том, когда это произойдет. Расследование авиакатастроф не является легким делом, которое можно завершить за несколько месяцев.

Худший сценарий для производителя – потеря долгосрочных контрактов. Однако в настоящее время это нереально. Airbus A320neo, прямой конкурент B737 MAX, уже имеет очень длительные задержки в производстве. В октябре прошлого года у компании было в портфеле заказов 7 386 самолетов, что при нынешних темпах производства означает необходимость работать только по этим контрактам в течение девяти лет подряд. Сейчас ситуация выглядит немного лучше. Производительность была улучшена, и было принято меньше заказов. Трудно ожидать, что теперь Airbus примет решение  заключить большое количество новых контрактов и обеспечить очередь на долгие годы ожидания. Других конкурентов у этой модели нет, и не предвидится. Китайский аналог пока только «встает на крыло», а на российских проектах все авиакомпании давно поставили крест.

Другое дело, вопрос компенсаций. Boeing окончательно не решил проблему с Dreamliner, и он должен работать над тем, что делать с 371 единицами  MAX, операторы которых будут требовать возмещения убытков.

Реальные проблемы только начались?

Еще далеко до того, чтобы указать причины катастроф Boeing 737 MAX, принадлежащих Lion Air и Ethiopian Airlines, в которых в общей сложности  погибло 346 человек. Однако появляется все больше и больше сигналов о том,  что производитель и FAA могли знать о проблеме машин Boeing гораздо раньше.

В своем коммюнике Федеральное авиационное агентство США сообщило, что получило новые данные, что побудило агентство отменить  полеты MAX. Вчерашний отчет Politico, похоже, противоречит этому заявлению.

Само Агентство создало систему Aviation Safety Reporting System, которая позволяет пилотам, использующим воздушное пространство США, анонимно сообщать о проблемах с самолетами. Если верить отчету Politico, в ноябре прошлого года как минимум два пилота сообщили FAA о серьезной проблеме со стабильностью MAX 8.

Оба капитана сообщили о проблемах с системой Maneuvering Characteristics Augmentation System (MCAS). Ее задача состоит в том, чтобы помочь управлять самолетом, если его нос внезапно поднимется слишком высоко и появится угроза сваливания.

Отчеты содержат отчет о падении носа машины сразу после запуска. Из чего это получается? Это предмет исследования, но следует помнить, что MAX-ы с более крупными двигателями, чем «классические» 737, имеют несколько иную конструкцию, чем более старые модели этого семейства. В результате изменений сместился и центр тяжести самолета, что, очевидно, повлияло на его поведение в воздухе. Испытания показали, что MAX-ы имеют тенденцию задирать нос, а это угрожает сваливанием. У «поднимающейся» машины увеличивается аэродинамическое сопротивление, и ее несущая сила крыльев резко падает, что и есть  прямой путь  к катастрофе.

Это было причиной введения MCAS, которая должна была предотвратить подобные случаи. Хотя она с этим справляется в штатной ситуации, когда показания датчика аэродинамической скорости являются реальными, в противном случае она вызвала то, что описали анонимные пилоты в  FAA – неожиданное опускание носа самолета. Его нельзя остановить, просто потянув за органы управления. Для начала нужно  выключить систему, и эта операция, по словам пилотов, сама по себе сложна и не интуитивна, что занимает бесценное время во время опасности.

Что еще хуже, Boeing не включил описание работы системы в руководство пилота. Таким образом, получается, что пилоты, переходящие от старых моделей 737 на новые MAX, получают машину, которая летает по-другому, и, кроме того, они ничего не знают об управлении при неисправной системе (например, обледенении датчика скорости). Производитель объясняет, что MCAS слишком сложен, чтобы описывать его кому-либо, кроме инженеров, и что экипаж не должен ощущать работу автоматической системы.

Стоит вспомнить о том, что мы писали вчера. Представители профсоюзов American Airlines и Southwest Airlines говорят, что их пилотам не был предоставлен симулятор  полета для новой модели Boeing 737 MAX 8. Капитан Деннис Таджер, представитель профсоюза American Airlines, сказал, что пилоты его авиакомпании получают только … учебное 56-минутное видео.

«Жизнь людей всегда должна быть на первом месте. Но здесь также вступает в игру бренд. И этот бренд не просто Боинг. Это Америка. Что такое Америка в международной авиации и во всем мире?», – сказала Сара Нельсон, председатель Американской ассоциации бортовых экипажей, комментируя первоначальное решение FAA не проверять MAX 8.

Если выяснится, что Boeing создал неисправную систему, совершенно не смог позаботиться об обучении пилотов, а FAA все об этом знало, но «набрало в рот воды», у «американского бренда» могут возникнуть очень серьезные проблемы.

Андрей Бочкарев