Страницы истории авиации: Abrams P-1 Explorer – первый специализированный самолет для аэрофотосъемки

Бурное развитие авиации во время Первой мировой войны и в 1920-х годах означало, что самолеты использовались для решения все новых и новых задач. Очень скоро было замечено, что самолеты отлично подходят для создания точных карт. Одним из пионеров аэрофотосъемки, считающимся даже ее отцом, был Тальберт Абрамс.

Abrams P-1 Explorer
Abrams P-1 Explorer

Генезис

Уже во время Первой мировой войны самолеты использовались для разведки и фотографирования позиций противника. Большинство этих задач выполнялись специально переоборудованными самолетами, у в которых сбоку фюзеляжа устанавливалась ​​камера, управляемая оператором, занимающим заднюю позицию.
Недостатком такого решения было расположение камеры, затруднявшее прицеливание, поскольку пилоту приходилось помнить, что камера находилась сбоку, а не посередине самолета.

Аэрофотосъемка во время Первой мировой войны
Аэрофотосъемка во время Первой мировой войны

Представляло неудобство и количество задач, вынужденных выполнять оператору, который часто был по совместительству еще и стрелком. Кроме того, работа с самим фотоаппаратов в те годы была сложной, так как замена фотопластинки или пленки занимала много времени, особенно если фотоаппарат размещался в не очень удобном месте.

Лишь после Первой мировой войны, с развитием авиации, начали разрабатываться более удобные способы крепления фотоаппаратов в самолетах, но все проблемы не решались. Со временем стало появляться еще больше проблем, например, грязные линзы из-за выхлопных газов переднего двигателя. Прорыв в развитии аэрофотосъемки произошел в 20-х годах прошлого века в США благодаря малоизвестному фотографу и авиатору Тальберту “Теду” Абрамсу.

Абрамс родился 17 августа 1895 года. После завершения образования он приобрел навыки пилотирования в авиационной школе Curtiss, параллельно работая механиком на заводе Curtiss. В 1917 году он поступил на службу в Корпус морской пехоты США, а затем его отправили в авиационную школу, где он впервые познакомился с аэрофотосъемкой. Подразделение, в которое он был назначен, действовало в Карибском бассейне и занималось как созданием фотографической документации этого района, так и созданием карт на основе аэрофотоснимков.

Во время службы Абрамс получил возможность узнать о методах создания аэрофотоснимков и их последующем анализе. Он быстро заметил, что используемые решения были не очень систематичными и приводили к множеству ошибок. Поэтому он начал интенсивно расширять свои знания как в области фотографии, так и в области конструкции самолетов.

Curtiss JN-4
Curtiss JN-4

В 1920 году он ушел из армии, купил самолет Curtiss JN-4, а на оставшиеся средства основал небольшую компанию ABC Airline (Always Be Careful! Airline). Изначально, как и многие авиаторы того времени, он сосредоточился на высшем пилотаже, перевозке почты и более или менее амбициозных авиашоу. Лишь в 1923 году он купил второй самолет, на этот раз Standard J-1, оснащенный камерой.

С новой машиной он основал другую компанию – Abrams Aerial Survey Corporation, и в следующие несколько лет начал развивать бизнес, связанный с аэрофотосъемкой. Помимо фотографирования с воздуха, он попытался усовершенствовать технику фотосъемки и сконструировал новые камеры с целью использования их в самолетах.

В первые годы основным источником дохода Абрамса были заказы на фотографирование различных объектов в Соединенных Штатах. Развивая свою мастерскую и технику фотографирования, Абрамс начал использовать для создания карт стереоскопическую фотографию, учитывающих разницу в высоте. Несмотря на многочисленные успехи, одной из основных проблем, с которыми он столкнулся, было отсутствие подходящего самолета, пригодного для аэрофотосъемки.

В 1937 году Абрамс основал Abrams Aircraft Corporation, где нанял Кеннета Ронана и Эндрю Э. Кунзла, ранее работавших в одном из аэропортов Мичигана. Они разработали специальный самолет, приспособленный для создания аэрофотоснимков – Abrams P-1 Explorer.

Abrams P-1 Explorer
Abrams P-1 Explorer

Р-1 представлял собой цельнометаллический двухбалочный самолет с толкающим двигателем. Кабина была полностью остеклена, что обеспечивало очень хороший обзор, а у крыльев имелось небольшая стреловидность, что увеличивало устойчивость машины в полете. Самолет имел длину 8 м, размах крыла 11,2 м и вес 1542 кг.

Первоначально силовой установкой служил девятицилиндровый двигатель Wright R-975E-1 Whirlwind мощностью 365 л.с. с двухлопастным воздушным винтом, но во время эксплуатации он был модифицирован для увеличения мощности до 450 л.с. и оснащен трехлопастным винтом. Максимальная скорость самолета достигала 320 км/ч, крейсерская скорость – 282 км / ч, дальность полета – 1900 км. Экипаж самолета состоял из двух человек – пилота и оператора. По предположениям, самолет мог сделать 650 фотографий размером 9х9 дюймов.

Благодаря своей конструкции Explorer идеально подходил для аэрофотосъемки. У пилота был отличный обзор, а расположение двигателя сзади да давало выхлопным газам загрязнять объектив камеры. В течение нескольких лет Абрамс использовал P-1 как для создания аэрофотоснимков, так и для тестирования камер, которые он разработал. Несмотря на попытки, ему не удалось найти других клиентов, готовых сделать заказы, поэтому опытный образец (испытанный 20 ноября 1937 г.) стал единственным построенным.

С началом Второй мировой войны Абрамс решил законсервировать свой самолет, опасаясь, что он может быть уничтожен в ходе боевых действий. В то же время он основал Abrams School of Aerial Surveying and Photo Interpretation, где обучал в основном военнослужащих съемке и обработке аэрофотоснимков.

Фотоаппарат для аэрофотосъемки времен Второй мировой войны
Фотоаппарат для аэрофотосъемки времен Второй мировой войны

После войны Абрамс решил вернуть свой Explorer в эксплуатацию, но в конце концов решил, что самолет уже устарел, а имеющиеся в то время машины, как военные, так и гражданские, лучше подходят для аэрофотосъемки. Поэтому в 1948 году он подарил P-1 Национальному музею авиации и космонавтики США. В конце 1960-х группа бывших сотрудников Abrams хотела начать работы по восстановлению самолета.

Abrams P-1 Explorer
Abrams P-1 Explorer

В 1975 году машину перевезли в Мичиган, где начались работы, но со временем из-за нехватки финансовых ресурсов они были остановлены. В 1981 году P-1 Explorer в разобранном виде был доставлен в Силвер-Хилл, штат Мэриленд, где он находится по сей день.

Сам Талберт Абрамс принимал участие в операции Deep Freeze в Антарктиде, после чего в 1961 году продал свою компанию Abrams Instrument Corporation и ушел на пенсию. Он умер 26 августа 1990 года в возрасте 95 лет. Хотя он считается отцом аэрофотосъемки и оказал огромное влияние на развитие методов и анализа аэрофотосъемки, его личность и достижения остались малоизвестными.

 

Андрей Бочкарев