Страницы истории авиации: Avro Vulcan – последний британский стратегический бомбардировщик

Великобритания, как и США, во время Второй мировой войны  содержала значительное количество стратегических бомбардировщиков. С наступлением атомной эры эти самолеты пришлось заменить новыми, гораздо более совершенными бомбардировщиками, приспособленными для перевозки нового оружия. В 1950-х годах появились так называемые V-бомбардировщики, важнейшим из которых был Avro Vulcan.

Avro Vulcan
Avro Vulcan

Генезис

Британская стратегическая авиация была одной из крупнейших в мире в конце 1940-х годов, но полностью базировалась на машинах, разработанных до или в начале Второй мировой войны. Эти самолеты были уже старыми, и их параметры не соответствовали требованиям того времени (по сравнению с американскими бомбардировщиками B-29 Superfortress британские машины уже были устаревшими).

С началом британской ядерной программы в 1946 году командование Королевских ВВС подготовило спецификацию B.35/46, в соответствии с которой должны были разрабатываться новые стратегические реактивные бомбардировщики. Самолеты предполагалось использовать как обычные бомбардировщики, так и как несущие ядерное оружие в составе сил стратегического сдерживания.

Avro Vulcan

Avro Vulcan
Avro Vulcan

Спецификация была отправлена ​​компаниям Vickers, Avro и Handley Page, и они немедленно приступили к разработке новых машин. Результатом стала разработка трех машин, названных по их именам V-бомбардировщиками – Vickers Valiant, Handley Page Victor и Avro Vulcan. Машины существенно различались по конструкции, оснащению и боевым возможностям, поэтому все они были приняты на вооружение, но  использовались для выполнения  разных задач. Бомбардировщики Vickers Valiant через несколько лет эксплуатации были преобразованы в самолеты-заправщики, а Victory была делегирована на разведывательные задачи, хотя некоторые машины также были адаптированы для роли летающих танкеров. Только Avro Vulcan с самого начала и до конца службы использовался в качестве стратегического бомбардировщика с ядерным и обычным оружием.

Компания Avro приступила к работке  нового бомбардировщика в 1947 году. С самого начала было решено спроектировать самолет в необычной для тех лет конфигурации, с треугольным крылом. Из-за отсутствия опыта в создании таких машин изначально были разработаны и использовались для испытаний несколько экспериментальных самолетов меньшего размера Avro 707 и Avro 710. Полученный опыт позволил приступить к созданию полноценного прототипа нового бомбардировщика.

Первый прототип Avro Vulcan был построен в середине 1952 года, а летные испытания прошли 30 августа. За штурвалом самолета тогда находился Роли Фальк. Проведенные испытания дали удовлетворительные результаты, но машина требовала доработки. В течение следующих трех лет конструкция была переработана, а прототипы модернизированы. Первый серийный Vulcan, получивший обозначение B.1, поднялся в воздух в феврале 1955 года.

Самолет имел длину 29,6 метра и размах крыла 30,3 метра. Максимальный взлетный вес составлял 76-84 тонны. Силовая установка  состояла из четырех двигателей Bristol Olympus 101, 102 или 104 (новые силовые агрегаты систематически вводились во время строительства). Они обеспечивали максимальную скорость около 0,95 Маха и крейсерскую скорость около 0,86 Маха. У Vulcan не было оборонительного вооружения, поскольку предполагалось, что самолет «защитит себя скоростью и высотой полета». В бомбовом отсеке находилась одна атомная   или 21 обычная бомба массой 450 кг. Экипаж состоял из 5 человек. Стоимость постройки одного Avro Vulcan в 1956 году составила 750 000 фунтов стерлингов.

Серийные Avro Vulcan начали поступать на вооружение в сентябре 1956 года. Однако уже на этапе производства  проводилась модернизация машин. Первоначально были установлены более новые двигатели, а после получения первых машин в версии B.1 ВВС Великобритании поручили Avro разработать еще одну, улучшенную версию бомбардировщика. Так был создан Vulcan B.1A, оснащенный двигателями Bristol Olympus 104.

Avro Vulcan
Avro Vulcan

Несмотря на использование новых двигателей, производительность машины не сильно увеличилась. В этой ситуации Avro разработала еще один вариант Vulcan, получивший обозначение B.2. Машина имела длину 30,45 м, размах крыла 33,8 м и максимальную взлетную массу 93 тонны. Помимо использования новых двигателей Bristol Siddeley Olympus 200, новая версия самолета была адаптирована для  заправки в полете и могла нести новые ракеты с ядерными боеголовками. К 1965 году было построено 136 машин Vulcans – два прототипа, 45 машин в версиях B.1 и B.1A и 89 машин в версиях B.2.

Эксплуатация

В отличие от других V-бомбардировщиков, Vulcans обладали большими боевыми возможностями,  этим и объясняется то, что они долгое время находились на вооружении. Первоначально они использовались в основном как стратегические бомбардировщики с традиционными ядерными бомбами. С развитием ядерных ракет старые машины стали снимать с вооружения, а новые модернизировались, чтобы они могли нести новое оружие.

Однако в 1970-х годах полезность Avro Vulcan начала снижаться, в основном из-за разработки появления в Советах  эффективного зенитного оружия и появления у Британии  ракет Blue Steel. Avro Vulcan  были адаптированы к обычным бомбардировкам с малых высот. За это время машины получили новую окраску и камуфляж. Однако в 1982 году ситуация изменилась.

Конфликт с Аргентиной и начало войны за Фолклендские острова вынудили Королевские ВВС стереть пыль со своих последних Avro Vulcan и отправить их в бой. Имеющие дальность полета чуть более 4000 км, бомбардировщики не могли достичь Фолклендских островов, но благодаря системе дозаправки в воздухе их дальность полета могла быть значительно увеличена. Проблема, однако, заключалась в эффективности этих систем и недостаточной обученности экипажей их использованию (из-за непригодности Vulcans в качестве наступательных машин экипажи не были обучены использованию систем дозаправки в воздухе).

Однако были выбраны три машины с номерами XM597, XM598 и XM607, которые после специальной модернизации должны были начать серию полетов на Фолклендские острова. Самолеты получили новые системы дозаправки в воздухе, были модернизированы пусковые установки для размещения более новых бомб, под крыльями установлены пилоны с противорадиолокационными ракетами Shrike, модернизированы электронные системы.

Бомбардировщики были доставлены на остров Вознесения, как и 14 самолетов-заправщиков Handley Page Victor, которые должны были помочь бомбардировщикам в их почти самоубийственной миссии. С самого начала было известно, что одиночные бомбардировщики будут легкой мишенью для аргентинских истребителей, а несущая бомбовая нагрузка позволит им атаковать только одиночные цели. Тем не менее пропагандистское значение бомбардировок было очень высоким.

В рамках миссии Black Buck запланировано 7 полетов. Первая бомбардировка была произведена 30 апреля – 1 мая. Две последующих миссии были отменены – одна из-за погодных условий, а вторая –  из-за проблем с эффективностью летающих танков. Предпоследний полет завершился для Vulcan номер XM597 в Бразилии, потому что машина не могла заправляться в полете и была вынуждена совершить аварийную посадку в Сан-Паулу, где она была интернирована.

Воздушные налеты Avro Vulcan  не имели большого военного эффекта – взлетно-посадочная полоса в Порт-Стэнли была повреждена, но аргентинцы быстро ее отремонтировали, а несколько зенитных систем и радиолокационных станций были уничтожены. Однако пропагандистское значение миссии было очень велико. Это были единственные боевые вылеты за всю историю Avro Vulcan.

Долгий путь на пенсию

В марте 1984 года ВВС Великобритании решили снять с вооружения последние Avro Vulcan. Бомбардировщики тогда сочли полностью устаревшими, а любую модернизацию – невыгодной. Кроме того, в то время бомбардировщики с ядерным вооружением уступали место баллистическим ракетам с ядерными боеголовками как морского, так и наземного базирования.

Однако это не означало окончательного конца Vulcan. Два бомбардировщика остались на вооружении Vulcan Display Flight, команды, которая участвовала в авиасалонах. Однако в 1993 году было принято решение о ликвидации команды из-за больших расходов на техническое обслуживание машин. Одну из машин с номером XH558 вернули в летное состояние в 2008 году.

Avro Vulcan
Avro Vulcan

Машина получила собственное  название Spirit of Great Britain и использовалась до 2015 года. Последний рейс она вылетела 28 октября 2015 года. Причиной снятия с полетов стали проблемы с обслуживанием бомбардировщика. Отсутствие запчастей и специалистов, знающих устройство машины, не позволяло поддерживать ее в летном состоянии.

Однако XH558 частично использовался. Хотя он никогда не поднимался в воздух, Spirit of Great Britain, как и два других Vulcans (XL426 и XM655), имея исправные двигатели, принимает участие в наземных демонстрациях. Помимо этих трех машин, в музеях сохранилось еще 16 Vulcan.

Когда Avro Vulcan поступил на вооружение, он был одним из самых современных и лучших бомбардировщиков в мире. Маневренный самолет также  нравился экипажам, но с развитием зенитного оружия и баллистических ракет Vulcan устарели. После их вывода из эксплуатации ВВС Британии уже не принимали на вооружение новые стратегические бомбардировщики.

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM