В середине 1950-х годов начались работы по проектированию первого отечественного авиалайнера в ГДР. Машина должна была стать развитием концепций, разработанных компанией Junkers во время войны. К сожалению, несмотря на далекоидущие планы, весь проект оказался полным провалом. Baade 152 за свою историю совершил всего 3 полета.

История Baade 152 (также известного как Dresden 152 и VL-DDR 152) восходит к 1956 году. В Дрездене началась работа над экспериментальным авиалайнером для восточногерманских авиалиний. С самого начала работа шла достаточно хаотично, так как у конструкторов и авторов проекта отсутствовал конкретный план применения новых самолетов. Поэтому в ходе конструкторских работ был создан пассажирский самолет причудливой формы, отличающийся множеством необычных и зачастую непригодных для пассажирских перевозок элементов.
Были построены два летных прототипа и один для наземных испытаний. Впервые самолет был представлен 30 апреля 1958 года. Первый полет состоялся 4 декабря 1958 года и длился 35 минут. К сожалению, во время второго полета самолета, 4 марта 1959 года, машина разбилась при загадочных обстоятельствах.
Несмотря на проведение расследования, причины крушения так и не были выявлены. Наиболее вероятной считается техническая неисправность, но с другой стороны, можно сформулировать конспирологическую теорию о саботаже со стороны СССР (слухи об таких деяниях очень популярны, так как Советы очень ревностно относились к любым авиационным проектам в государствах-сателлитах и довольно часто действительно их блокировали, чтобы сохранить влияние).
До 1960 года проводились наземные испытания и исследования двух других прототипов, чтобы помочь установить причину крушения. 26 августа 1960 года поднялся в воздух второй прототип, а 4 сентября состоялся третий полет.
Послеполетный анализ выявил ряд серьезных технических дефектов, и весь проект был прекращен. Помимо технических проблем, программа постройки пассажирского самолета встретила нежелание восточногерманских авиакомпаний, предпочитавших использовать проверенные машины, закупленные в СССР.

В середине 1961 года после программы Baade 152 остались только фотографии и несколько фрагментов фюзеляжа второго прототипа. Все остальное было отправлено в утиль (включая фюзеляжи серийных машин, находящихся в производстве).
Baade 152 был реактивным авиалайнером. Машина имела размах крыла 26 метров и весила почти 46 тонн. Самолет был оснащен четырьмя ТРД Prina 014 (на опытных образцах, однако, использовались другие двигатели, например РД-9). Они обеспечивали максимальную скорость 920 км/ч и крейсерскую скорость около 800 км/ч. Дальность в зависимости от комплектации и нагрузки составляла около 2000-2500 км.
Экипаж самолета состоял из 6 человек. В зависимости от комплектации на борту можно было разместить от 48 до 72 пассажиров. Первый прототип имел нетипичное основное шасси, расположенное по центру под фюзеляжем, и небольшие опорные колеса на концах крыльев.
Еще одной курьезностью, характерной для машин, созданных в Восточном блоке, стало остекление на носу, где располагалось место штурмана. Оно было внедрено на случай возможного военного применения самолета в качестве транспортной машины.
Второй прототип не имел никакого остекления, а шасси состояло из тележек, установленных под мотогондолами.
Несбывшаяся мечта
Пассажирский самолет Baade 152 был одним из многих прототипов, созданных в различных странах Восточного блока, но так и не поступивших на серийную службу. Причин провала этого проекта было много. От ошибок проектирования и небольшого опыта до отсутствия представления о том, как пользоваться такой машиной.
К тому же давление властей СССР не только на конструкторов, но и на авиакомпании осложняло работу. В конечном итоге восточногерманские перевозчики купили пассажирские самолеты Туполева Ту-124. Своим названием Baade 152 обязана своему главному конструктору — Брунольфу Бааде.
Андрей Бочкарев
.