Страницы истории авиации: Besson H-5 – самый нелепый квадроплан-летающая лодка

В то время как схема биплана часто использовалась на самолетах, оперировавших с воды, трипланы, а тем более  квадропланы  были редкостью. Исключением была французская летающая лодка Besson H-5 1922 года, отличающаяся  четырьмя крыльями. Машина была повреждена после нескольких испытаний, и проект был закрыт.

Летающая лодка Besson H-5
Летающая лодка Besson H-5

В начале 1920-х годов Марселю Бессону было поручено разработать большую летающую лодку для французского флота, которая будет использоваться в качестве разведывательного самолета или бомбардировщика. По требованиям военных самолет должен был иметь большую подъемную силу. Чтобы оправдать эти ожидания, Бессон решил спроектировать необычный самолет в конфигурации с четырьмя крыльями.

Работа над самолетом началась в 1921 году, а летом 1922 года был завершен опытный образец, получивший обозначение Besson H-5. Важно отметить, что, вопреки прежним планам, прототип был выполнен как пассажирско-транспортный самолет. H-5 строился в Булони, поэтому готовую машину пришлось разобрать и доставить по железной дороге в Сен-Рафаэль, где она была вновь собрана и после серии испытаний на поверхности воды 8 сентября 1922 года она была отправлена ​​в первый полет. За штурвалом находился  военный летчик Морис Гюрель.

Испытания прошли без проблем. Хотя самолет в целом был годен к полетам, была замечена серьезная вибрация конструкции. Во время испытаний были обнаружены многочисленные повреждения, которые исправляли регулярно, но часто так, что вес самолета увеличивался. Наконец, 16 июля 1923 года состоялся последний полет  Besson  Н-5. Самолет получил серьезные повреждения, которые потребовали ремонта, но до того, как это было сделано, хвостовая часть самолета была повреждена во время шторма. Стоимость ремонта была оценена настолько дорого, что дальнейшие работы были признаны  нерентабельными. Таким образом, проект был закрыт.

Besson H-5 имел длину 22 м при размахе крыла 29 м, а максимальная взлетная масса составляла 10 000 кг. Он был оснащен 4 двигателями Salmson 9Z мощностью 260 л.с. каждый, обеспечивающими максимальную скорость 168 км/ч и дальность полета 900 км. Двигатели размещались тандемно по принципу «тяни-толкай». Конструкция сделана из дерева, а фюзеляж разделен на 24 водонепроницаемых отсека. Помимо 5 членов экипажа, H-5 мог принять 20 пассажиров.

Андрей Бочкарев

 

 

Деловая авиация AVIAV TM