Страницы истории авиации: Blackburn B-25 Roc – бесполезный истребитель

В середине 1930-х годов в Великобритании начали разрабатывать необычную концепцию  истребителей, при которой все вооружение размещалось в башне за кабиной, а не в крыльях. Самым массовым истребителем этого типа был Boulton Paul Defiant, но вскоре после него был разработан аналогичный истребитель Blackburn B-25 Roc, являющийся развитием бомбардировщика Blackburn B-24 Skua.

Blackburn B-25 Roc
Blackburn B-25 Roc

Истребитель с башней

Развитие технологий в начале 1930-х годов и увеличение скорости самолетов, особенно многомоторных, привело к тому, что многие военные решили, что бомбардировщикам не потребуется сопровождение истребителей. Их высокая скорость полета позволяла избежать преследования истребителями. Кроме того, сильное оборонительное вооружение должно было гарантировать  безопасность, в случае если истребитель все же настигнет такой бомбардировщик.

В Великобритании эта концепция получила множество сторонников, но в то же время заставила командование RAF задаться вопросом, как противодействовать атакам современных бомбардировщиков. Это было важно, поскольку Великобритания была особенно уязвима для воздушных налетов, о чем свидетельствуют многочисленные  атаки немцев во время Первой мировой войны.

После многочисленных анализов выяснилось, что бомбардировщики были наиболее уязвимы для атаки снизу. Проблема в том, что у традиционного истребителя должно быть достаточно избыточной мощности, чтобы таким образом атаковать быстрые бомбардировщики. Решением этой проблемы, без необходимости разработки более мощных двигателей для истребителей, было … вооружение их башней с 4 пулеметами.

Истребитель подходил к бомбардировочному строю снизу, занимая соответствующую позицию вне зоны действия защитного вооружения атакуемой машины, а башенный стрелок стрелял по бомбардировщикам, сосредоточиваясь только на стрельбе, а не на пилотировании машины. На основе этой концепции была подготовлена ​​спецификация F.9/35, которая привела к созданию истребителей Boulton Paul Defiant.

В то же время Министерство авиации подготовило спецификацию O.30/35, которая должна была привести к созданию морской бортовой версии такого истребителя. Работу над новой машиной начали предприятия Boulton Paul и Blackburn. В обоих случаях было решено  к новой роли адаптировать уже разработанные конструкции. В конце концов, была запущена в производство  машина, разработанная в Blackburn.
Конструкторский коллектив под руководством Георга Эдварда Петти начал работу над бортовым истребителем со стрелковой башней в начале 1936 года. Чтобы максимально ускорить работы, была использована конструкция палубного пикирующего бомбардировщика  Blackburn B-24 Skua. В версии истребителя конструкция должна была сохранить большинство элементов оригинала.

Blackburn B-24 Skua
Blackburn B-24 Skua

Еще до завершения прототипа, 28 апреля 1937 года, Министерство авиации заказало 136 серийных машин нового типа. Однако первый  полет прототипа состоялся только 23 декабря 1938 года. Результаты проведенных тогда испытаний оказались не очень удовлетворительными. Новая машина, получившая обозначение Blackburn B-25 Roc, имела несколько лучшие характеристики, чем Skua, но по сравнению с другими истребителями того времени она не особо  впечатляла. Было принято решение отказаться от производства машин, но в конечном итоге было решено, что прервать производство будет сложнее, чем продолжить.

Blackburn B-25 Roc имел длину 10,85 м при размахе крыла 14 м, а максимальная взлетная масса составляла 3606 кг. Силовой установкой  служил девятицилиндровый радиальный двигатель Bristol Perseus XII мощностью 890 л.с., обеспечивающий максимальную скорость 359 км/ч и крейсерскую скорость 217 км/ч. Дальность полета составляла примерно 1300 км с дополнительными топливными баками. Вооружение состояло из 4-х пулеметов, размещенных в управляемой электрическим приводом  башне за кабиной, а под крыльями имелись дополнительные крюки для 8 бомб массой 14 кг каждая. Экипаж состоял из двух человек.

С самого начала службы истребители Roc вызывали одни проблемы. Роковые характеристики, специфическое вооружение и полное отсутствие идей по их использованию привело к тому, что они передавались между разными частями, в основном вооруженными бомбардировщиками Skua. В 1940 г. большое количество машин этого типа использовалось для прикрытия частей, участвовавших в эвакуации войск союзников из Франции. 28 мая Blackburn Roc, пилотируемый А. Г. Дей, произвел единственный подтвержденный сбитый вражеский самолет, когда он атаковал и сбил немецкий бомбардировщик Junkers Ju 88.

Blackburn B-25 Roc
Blackburn B-25 Roc

Во второй половине 1940 года Blackburn Roc  начали постепенно делегировать на  вспомогательные работы, выводя их из целевого назначения. Некоторые машины даже начали использовать как … наземные зенитные установки. К 1944 году все машины этого типа были списаны и окончательно утилизированы.
Уже на этапе работы над истребителями Roc существовала концепция оснащения их поплавками и создания истребительной эскадрильи в составе гидросамолетов. Однако проведенные тесты показали, что так поплавки так сильно ухудшают характеристики, что эти самолеты не подходили ни для каких наступательных или оборонительных задач.

Blackburn B-25 Roc был типичным примером самолета, который был разработан на основе непродуманной и не проверенной на практике концепции. В то время как Boulton Paul Defiant поступили на вооружение в большем количестве и некоторое время оставались на вооружении из-за нехватки истребителей у RAF, Roc оказался совершенно бесполезным.

Таким образом, карьера этих машин была короткой и не очень интересной. Однако стоит добавить, что бомбардировщик Blackburn B-24 Skua, хотя и имел короткую карьеру,  ценился намного больше, чем его версия-истребитель. Несмотря на это, их сняли с вооружения еще в 1941 году, а уцелевшие машины перевели в резервные части, где они выполняли вспомогательные задачи.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM